Вице-президент Пенс не собирался встречаться с лидерами России и Китая во время своей поездки в Азию на прошлой неделе, но они все равно его разыскали. В ходе разговоров с Владимиром Путиным, Си Цзиньпином и китайским премьером Ли Кэцяном Пенс изложил точку зрения США на вмешательство в выборы, на Северную Корею и на торговые споры, а также подготовил почву для откровенного обмена мнениями, который состоится на следующей неделе, когда президент Трамп встретится с этими руководителями в Аргентине.
Пенс подменил Трампа на саммите Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Сингапуре и на форме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Папуа — Новой Гвинее. Эту поездку назвали увещевательным турне, поскольку вице-президент должен был найти союзников, которые поддержали бы индо-тихоокеанскую стратегию Трампа, провозглашенную им на этих же мероприятиях в прошлом году. Встречи с российским и китайским руководителями были спонтанными, но содержательными.
Пенс и Путин провели в Сингапуре три коротких беседы. Сначала они обменялись любезностями на официальном обеде АСЕАН (Путин прибыл туда с опозданием.) На следующий день перед пленарным заседанием Путин похлопал Пенса по плечу, проходя к своему месту. Находившаяся в зале пресса заметила, как грозно Пенс смотрел на Путина во время их беседы, которая длилась примерно минуту. Путин предложил ему помощь России в борьбе с пожарами в Калифорнии. Пенс подтвердил, что Трамп встретится с Путиным на предстоящем саммите «двадцатки» в Аргентине.
Когда пленарное заседание закончилось, они около 15 минут проговорили в углу, где вокруг них столпились помощники, телохранители и переводчики. Пенс решил предъявить Путину претензии за российское вмешательство в американскую демократию.
«Я посмотрел на него и сказал: „Мы знаем, что случилось в 2016 году", — заявил мне Пенс во время интервью. — А он ответил: „Как уже говорил вам президент, мы в это не верим"».
Путин отрицал, что Россия делала нечто недозволенное, однако Пенс настаивал на своем.
«А я сказал: „Господин президент, мне хорошо известно, что вы об этом говорили, а я вам говорю, что мы в это не верим", — сказал Пенс. — Я хотел повторить то, что сказал президент. Мне казалось важным, чтобы он услышал это и от вице-президента тоже».
Затем Пенс заявил Путину, что для России крайне важно претворить в жизнь санкции ООН против Пхеньяна, сделав это в критический период до следующего саммита США и Северной Кореи. Путин поднял несколько вопросов, которые он хотел бы обсудить с Трампом в Аргентине, включая Сирию и договор о РСМД, из которого, как заявил Трамп, Америка намерена выйти.
В то же день китайский премьер Ли поймал Пенса, когда они уходили со сцены после фотографирования. Ли хотел поговорить с ним об идущей торговой войне между США и КНР.
Ли напомнил Пенсу, что Китай — «развивающаяся страна», а поэтому к ней должно быть особое отношение в торговле. «Мы отошли в угол и остановились на минутку. Я посмотрел на него и сказал: „Такое положение надо менять"», — рассказал мне Пенс.
Ли смутился, на его лице появилось удивленное выражение. Затем Пенс сказал ему то же самое, что он говорил мне в самом начале поездки: что саммит G20 — это лучший (если не последний) шанс для Китая сесть за стол переговоров с настоящим предложением и покончить с этой нечестной и несправедливой торгово-промышленной практикой.
«Вам следует призвать председателя Си в полной мере воспользоваться теми возможностями, которые будут у него в Аргентине», — сказал вице-президент китайскому премьеру.
То же самое Пенс заявил напрямую Си Цзиньпину, сделав это в субботу вечером в Папуа — Новой Гвинее, когда два руководителя сидели рядом на заседании АТЭС. «Я заявил: „Президент попросил меня передать вам, что он надеется на разговор с вами об открытии рынков"», — рассказал мне Пенс.
Пенс балансировал на грани фола, когда беседовал с руководителями России и Китая, но удержал равновесие. Ему надо было четко и ясно передать жесткие послания, сохранить возможности для диалога и достижения прогресса и не показать, что между ним и президентом существуют разногласия. В течение всей поездки Трампа, когда бы он ни говорил о Китае, помощники Пенса незамедлительно включали его замечания и высказывания в речи вице-президента.
«Пенс сделал то, что президент Дональд Трамп делает редко: он не отклонился от главной темы, успокоил нервничающих партнеров по вопросам безопасности и четко изложил концепцию американской внешней политики, — написал корреспондент Блумберг Толуз Олоруннипа (Toluse Olorunnipa). — Азиатские лидеры внимательно слушали Пенса, но многие ждали, не сделает ли Трамп что-нибудь такое, что противоречит словам вице-президента».
Все собеседники Пенса понимали, что он представляет лишь ту позицию Трампа, которой тот придерживается в данный момент, и что уже завтра президент по любой причине может поменять свою точку зрения. Трамп настолько непредсказуем, что даже Пенс с его спартанской дисциплиной не в состоянии это преодолеть.
Но не верьте сообщениям СМИ о том, что мировые лидеры расстроились из-за отсутствия Трампа. Их вполне устроило общение с Пенсом, а Пенс был в своей стихии. Трамп считает скучную дипломатию помехой и неприятностью. Отправив вместо себя Пенса, выиграл и он, и вице-президент. И вся страна тоже.