В ответ на недавнюю провокацию России в Азовском море на Банковой решили ввести военное положение. Этой ночью прошло заседание СНБО по этому вопросу, на котором президент Украины Петр Порошенко принял решение обратиться в Верховную Раду, чтобы народные депутаты одобрили введение военного положения на 60 дней. Согласно Закону Украины «О правовом режиме военного положения», данный режим может быть введен как на всей территории Украины, так и в отдельных частях страны «в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений». В силу того что сферой противостояния России и Украины стало Азовское море, то наверняка украинские власти ограничатся введением военного положения в Донецкой, Запорожской и частично в Херсонской областях.
Есть ли смысл в военном положении
Внимание отечественных масс-медиа приковано к вопросу о том, каковыми будут последствия для украинских граждан, их автомобилей, жилья и офисов, которыми в условиях военного положения смогут распоряжаться солдаты и офицеры. Однако главная дилемма заключается в другом. Дело в том, что острой и жизненно-важной необходимости вводить военное положение в Украине и ее отдельных областях нет. Если и говорить о военном положении, то вводить его нужно было в 2014 г. после аннексии Крыма или полномасштабных военных действий на Донбассе, когда украинские военные и добровольцы оказались в окружении войск агрессора в Дебальцево, Иловайске, под Изварино, а российские военные перешли в наступление и захватили Новоазовск. Вводить военное положение сейчас бессмысленно. Даже без особого правового режима промышленность и политическая жизнь украинских прифронтовых городов уже давно адаптировалась к последствиям российской агрессии и экономическому кризису, которые особенно негативно отразились на бизнесе и уровне жизни на востоке Украины.
Инцидент в Азовском море, а именно таран российским военным кораблем украинского буксира и захват двух катеров вместе с экипажем, которые следовали из Одессы в Мариуполь, является инцидентом локального характера на море, но не полномасштабными боевыми действиями. Если власть воздержалась от военного положения четыре года назад, когда фундаменты зданий сотрясались от взрывов российских снарядов, то вводить его сейчас из-за далеко не первой российской провокации в Азовском море как-то даже «несолидно» для страны, которая фактически уже четыре года в одиночку противостоит агрессии ядерной державы с миллионной армией на суше. Например, почему-то никто даже не вспомнил о военном положении, когда 1 сентября вблизи Бердянска на пути из Мариуполя российская сторона задержала украинский балкер Amadore (на тот момент 99-е задержание с мая этого года судна в Азовском море).
Военное положение на руку России
Будет военное положение или нет, ситуация в Азовском море и в районе Операции объединенных сил от этого не изменится. Некорректно утверждать, что Россия захватывает Азовское море. Моря не захватывают, а контролируют посредством оккупации островов, полуостровов, между которыми расположены судоходные проливы. После аннексии Крыма Россия установила полный контроль над Керченским проливом, связывающим Азовское море с внешним миром (не считая Волго-Донского канала и возможности навигации до Каспийского моря). Россия контролирует Азовское море уже четыре года. Действия Банковой напоминают запоздалую реакцию. Россия устроила провокацию для того, чтобы сделать из Военно-морских сил Украины угрозу для России и найти повод для того, чтобы закрыть судоходство через Керченский пролив. Россияне так и поступили: сразу после инцидента ненадолго закрыли Керчь.
Военное положение, которое предусматривает различные ограничения, только подольет масла в огонь. Средний и малый бизнес уже выражают опасения относительно негативного влияния военного положения на деловую активность в прифронтовых городах. Для иностранных контрагентов, которые не сильно вникают в тонкости политической ситуации в Украине, военное положение ассоциируется с нестабильностью, угрозой боевых действий. Существует угроза срыва внешнеэкономических контрактов, торможения реализации инвестиционных проектов.
Если и говорить о предотвращении угрозы России с моря, то имеет смысл укреплять береговую оборону украинского Приазовья, выделение средств на содержание мобильных береговых ракетных комплексов для того, чтобы превратить в пепел приближающиеся российские десантные корабли. Хотя этот сценарий маловероятен, учитывая большую протяженность сухопутной границы Украины и России, а также близость Мариуполя и Бердянска к ОРДЛО, которые могут использоваться российскими военными в качестве плацдарма для наступательных военных действий. Азовское море имеет малую площадь и неудобно для маневров, и даже наличие украинских военных кораблей не позволит обезопасить судоходство, поскольку России достаточно просто блокировать Керченский пролив.
Турецкий вариант
Действующей власти может быть выгодно военное положение чисто из политических соображений. Во время военного положения в стране не проводятся выборы и не вносятся изменения в Конституцию. Видимо, президент берет пример со своего турецкого коллеги Реджепа Эрдогана, который ввел чрезвычайное положение после попытки военного переворота в Турции в июле 2016 г. и за время его действия до июля 2018 г. провел чистки в армии и госаппарате, укрепил вертикаль власти, ослабил позиции оппозиции и подготовился к всеобщим выборам, на которых одержал победу. Если Эрдоган использовал в качестве повода для военного положения неудачную попытку военного переворота, то Порошенко использует в качестве аргумента недавний инцидент в Азовском море.
Видимо, в БПП «Солидарность» и «Народном фронте» существуют опасения относительно возможного поражения на президентских и парламентских выборах. Существует угроза, что после выборов президентская партия может утратить роль фундамента правящей коалиции или вообще оказаться за ее бортом. Военное положение нужно Порошенко для того, чтобы взять передышку, отсрочить выборы и более основательно к ним подготовиться. Президент пытается сплотить электорат вокруг агрессии России, активизировал действия на международной арене. По его инициативе проводится чрезвычайное заседание Совбеза ООН, прорабатывается возможность ужесточения антироссийских санкций. Однако ввести военное положение в Украине не так просто, как может показаться с первого взгляда. Чтобы утвердить указ президента о военном положении нужно как минимум 226 голосов депутатов, в то время как правящей коалиции партий БПП «Солидарность» и «Народный фронт» не хватает для этого 7 голосов. Фракции Порошенко в парламенте придется договариваться с оппозиционерами из других фракций, включая Радикальную партию, «Самопомощь», «Возрождение». Наиболее ярые противники действующей власти ВО «Батьковщина» и «Оппозиционный блок» вряд ли на это пойдут.