Рим — Мохаммед бин Абдулрахман Аль Тани, заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Катара, перечисляя основные проблемы Ближнего Востока сформулирова их в следующем порядке: блокада Саудовской Аравией его государства; войны в Йемене и Сирии, хаос в Ливии, политические беспорядки в Ливане. Отсутствие палестинской темы в его выступлении было еще заметнее на том фоне, что именно Катар глубоко вовлечен в палестинский вопрос, а точнее — в Газу, куда Эмират вложил 15 миллионов долларов наличными.
Аль Тани был не единственным, кто проигнорировал палестинский вопрос. Генеральный секретарь Лиги арабских государств Ахмед Абуль Гейт также перечислил в дискуссии в качестве основных причин дестабилизации региона ирано-иракскую войну, оккупацию Ираком в 1990 году Кувейта, 11 сентября и американское вторжение в Ирак. По словам Гейта, который служил министром иностранных дел при Хосни Мубараке в Египте до 2011 года, одной из главных причин хаоса также стала «так называемая арабская весна, которая привела к разрушению арабского мира».
Хотя, позже он заметил, что наряду с «вмешательством» Ирана в дела арабских государств палестинский вопрос по-прежнему остается одной из двух главных проблем в регионе, и что «без его урегулирования хаос в регионе будет продолжаться».
Однако на фоне выступлений других представителей государств-членов Лиги арабских государств на конференции, которые либо игнорировали, либо преуменьшали масштаб палестинской проблемы, слова Гейта прозвучали, как чистая формальность..
Вместо этого, на сцене и за кулисами, было гораздо больше интереса к нормализации отношений с Израилем. Министр иностранных дел Омана сказал это совершенно открыто, когда призвал арабский мир «примириться с реальностью того, что существование Израиля в регионе является фактом», поэтому он должен иметь свою долю «прав, а также обязательств».
Степень, до которой Израиль и палестинцы больше не были в центре проблем, была настолько очевидна, что даже министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, сосредоточился на критике саудовцев и Соединенных Штатах и воздержался от упоминания Израиля.
Редактор арабской новостной сети объяснил, что люди устали от отсутствия прогресса в палестинском вопросе и хотят заниматься реальной политикой. Организаторы конференции — министерство иностранных дел Италии, итальянский Институт международных политических исследований (ISPI) и телекомпания RAI — выделили две сессии для палестинской проблемы, но на них царила безнадежность.
Малки утверждал, что арабские государства не нормализуют отношения с Израилем, пока не прекратится оккупация. Но на MED- 2018 было гораздо больше возможностей услышать о возможном сотрудничестве с Израилем в области энергетики и опреснения воды, чем о возможности решения палестинского конфликта.
Это подтвердило интервью на сцене спикера кнессета Юлия Эдельштейна: в нем содержался лишь один вопрос, касающийся палестинцев, да и то в связи с ожиданиям от мирного плана Трампа. Остальные вопросы касались того, как израильские технологии могут помочь региону, и угроз Ирана.
На сессии, посвященной будущему Газы, докладчики больше сосредоточились на необходимости сближения между ХАМАС и ФАТХ, как способе решения многочисленных кризисов в секторе Газа, чем оказании давления на Израиль.
Один из ведущих европейских экспертов по Ближнему Востоку, десятилетиями занимающийся темой Израиля и палестинцев, подтвердил чувство безысходности: «Мне трудно убедить специалистов мозговых центров в необходимости исследований по этому вопросу. Никто не видит в этом ни малейшего смысла».
«Похоже, что мечта Нетаньяху сбылась, — заметил бывший израильский дипломат, участвовавший в конференции. — Он всегда пытался снять тему палестинцев с повестки дня. Но следует быть осторожными со своими желаниями. Палестинцы никуда не денутся, и эта проблема вернется к нам с удвоенной силой».