25 ноября российские военные корабли атаковали и захватили три украинских судна, которые пытались пройти по Керченскому проливу. Представители украинских ВМС сообщили, что российские корабли открыли огонь, в результате чего как минимум шестеро украинских военнослужащих получили ранения.
В тот же день президент Украины Петр Порошенко и его военный кабинет приняли резолюцию, которая вводит военное положение на Украине. Украинский парламент должен будет принять решение по этой резолюции 26 ноября.
Агрессивные действия России в Керченском проливе и беспрецедентная реакция украинских властей свидетельствуют о растущей угрозе военной эскалации между этими двумя странами. Керченский пролив — это важный геостратегический актив.
К востоку от него находятся российские территории, а к западу — оккупированный Россией полуостров Крым. Керченский пролив — это единственный водный путь, связывающий Азовское и Черное моря. Возможность свободно проходить по этому проливу крайне важна для таких портовых городов на Азовском море, как российский город Ростов-на-Дону и украинский Мариуполь, который пророссийские сепаратисты неоднократно пытались захватить.
Неудивительно, что Россия и Украина не раз боролись за этот пролив — задолго до 2014 года.
После распада Советского Союза Керченский пролив стал объектом правовых и политических споров. Украина в одностороннем порядке провела линию границы через этот пролив в 1999 году и предприняла ряд шагов, чтобы сделать часть территории Азовского моря своими внутренними водами.
Постоянные попытки России контролировать Керченский пролив уже давно объясняются ее планами на Крым. Украина всегда противилась этим замыслам Москвы, что не раз ставило эти две страны на грань военного конфликта задолго до 2014 года.
К примеру, 23 мая 2005 года российский десантный отряд морской пехоты попытался высадиться недалеко от Феодосии в Крыму, однако ему помешали украинские пограничники. Это стало напоминанием об инциденте 1994 года, когда между Россией и Украиной чуть было не возник серьезный конфликт из-за того, что Россия захватила один спорный корабль Черноморского флота, на котором было установлено дорогостоящее оборудование.
После аннексии Крыма в 2014 году Россия начала строить мост через Керченский пролив, чтобы соединить российские территории с этим полуостровом, поскольку у нее не получилось отбить у украинцев побережье Азовского моря. В попытке помешать строительству моста через Керченский пролив и обеспечить беспрепятственный проход своих кораблей, Украина подала жалобу против России, сославшись на Конвенцию ООН по международному морскому праву 1982 года.
Опасность военной эскалации между Россией и Украиной — со всеми непредвиденными последствиями — реальна. И она нарастает.
Россия по большей части закрывает на это глаза, потому что сейчас она сконцентрировалась на ее операциях в Сирии, на попытках помешать США модернизировать их ядерный арсенал и на совершенствовании средств доставки российского газа в Евросоюз и Германию.
Между тем исключительно по внутренним причинам российские государственные СМИ продолжают резко критиковать украинское правительство, одновременно расхваливая завершение строительства моста через Керченский пролив и экономические чудеса в Крыму.
Такой триумфализм раздувает огонь реваншизма на Украине. Список жалоб украинцев остается очень длинным, и все их жалобы вполне понятны. Крым оккупирован, а Запад молча смирился с этим фактом, убедившись, что изменения в действующих санкциях в первую очередь связаны с прогрессом в процессе мирного урегулирования ситуации в Донбассе, а с Крымом. Между тем никакого прогресса в реализации плана мирного урегулирования, прописанного в Минских соглашениях, нет, что полностью устраивает Россию, но остается источником постоянного раздражения для Украины, которая с самого начала считала Минский процесс нелегитимным.
В то же время президент России Владимир Путин разрешил развернуть в Крыму бомбардировщики и ракетные комплексы «Искандер», которые представляют собой системы доставки ракет двойного назначения. С 2014 года уровень поддержки российского режима стал в меньшей степени зависеть от уровня экономического благосостояния страны и в большей степени — от регулярной демонстрации Россией своей мощи на международной арене. Хотя ее эффект постепенно уменьшается, аннексия Крыма в значительной мере повысила рейтинг популярности Путина. Таким образом, Россия вряд ли отступит в случае возникновения кризисной ситуации в отношениях с Украиной.
Украина существенно укрепила свою армию. Противотанковые ракетные комплексы «Джавелин», предоставленные Украине США, — это лишь малая доля произошедших перемен. Мы вряд ли еще раз увидим такое замешательство и такую слабую реакцию, которые Украина продемонстрировала в 2014 году. Сейчас некоторые представители Киева даже считают, что украинская армия способна изменить ситуацию на местах.
Однако картину омрачает внутриполитическая ситуация на Украине. В марте 2019 года в стране пройдут выборы президента. Согласно проведенным недавно опросам, действующий президент Петр Порошенко отстает от своего главного конкурента Юлии Тимошенко, которая превратила Донбасс, Крым и Россию в ключевые пункты ее критики в адрес Порошенко.
Стратегия Тимошенко, отсутствие прогресса в реализации Минских соглашений, тяжелое состояние украинской экономики, повсеместная коррупция, а также обвинения в том, что Порошенко замешан в каком-то сомнительном бизнесе, уменьшают шансы действующего президента на переизбрание. Для него оптимальной стратегией было бы позиционировать себя как успешного — или по крайней мере решительного — военного президента. И решение Порошенко о введении военного положения вполне вписывается в такую стратегию. Учитывая традиционно беспощадный характер борьбы между представителями украинской элиты и сомнительные заслуги Юлии Тимошенко, причин для оптимизма довольно мало.
Между тем Запад сосредоточился на своих собственных проблемах и не демонстрирует никакой заинтересованности в том, чтобы каким-то образом уменьшить риски военной эскалации между Россией и Украиной. Такая ситуация, вероятнее всего, будет сохраняться и дальше, учитывая те проблемы, с которыми вынуждена бороться администрация Трампа, а также продолжающийся процесс Брекзита в Европе. По чистой случайности, Соединенное Королевство, возможно, формально выйдет из состава Евросоюза за два дня до президентских выборов на Украине.
Хотя вероятность войны за Украину не слишком высока, такая опасность вполне реальна.
Йонас Дридгер — немецкий политолог из Европейского института во Флоренции. В настоящее время он является приглашенным научным сотрудником Высшей школы экономики в Москве и принимает участие в программе Alfa Fellowship. Он специализируется на вопросах внешней политики и политики безопасности Германии, Евросоюза и России.