Командир малого бронекатера Военно-морских сил Украины «Бердянск» старший лейтенант Роман Мокряк отказался отвечать на вопросы сотрудников российской ФСБ и «признаваться» на видео в не совершенных им преступлениях. Об этом «Думской» сообщили правозащитники, которые занимаются правовой поддержкой наших пленных в оккупированном Крыму. «Он отличный офицер и смелый человек. Послал чекистов по известному адресу», — говорит наш собеседник.
«Никто не ожидал, что россияне откроют огонь на поражение, ведь наши уже уходили из пролива. Удар был нанесен подло, в спину. Кроме того, катера не могли бросить буксир. Вот и случилось то, что случилось», — рассказывает источник «Думской» в командовании ВМС Украины.
После тарана российским «Доном» буксира А947 последний развивал скорость не более 6 узлов. «Гюрзы» легко могли уйти от преследования, но остались сопровождать «Яны Капу», поэтому все подверглись нападению.
Роман Мокряк родился в Кировоградской области в 1986 году. Начинал службу в ВМСУ в Севастополе на подводной лодке «Запорожье». После аннексии Крыма остался верен присяге и продолжил службу на ракетном катере «Прилуки». В 2016 году принял под командование новейший тогда катер типа «Гюрза» бортовой U175, который впоследствии получил имя «Бердянск». Он один из самых опытных «змееводов» нашего флота, у него учились остальные командиры «Гюрз», назначенные годом позже.
Между тем, командующий Военно-морскими силами Украины адмирал Игорь Воронченко написал письмо украинским морякам, которые попали в плен после боя у берегов оккупированного Крыма.
Документ им передали через адвокатов, которые защищают наших военнослужащих в так называемом «Киевском суде Симферополя».
«Побратимы. Я понимаю, как вам тяжело. Все военные моряки ВМС с пониманием относятся к так называемым показаниям, которые от вас требуют дать, ведь методы работы спецслужб РФ ни для кого не являются секретом. Я сам прошел через это в 2014 году и хорошо знаю, что такое быть в плену и что стоит за сказанными вами словами на допросе», — пишет комфлота.
«Сейчас мое самое важное задание — вернуть вас домой», — отмечает он.
По его словам, Украина прилагает все усилия для освобождения моряков: над этим работают администрация президента, МИД, Министерство по временно оккупированным территориям, омбудсмен, Красный крест, волонтеры, правозащитники.
«Мы — один экипаж, одна семья, — пишет Воронченко. — Вы действовали законно, профессионально, согласно нормам международного морского права и действующих договоров. Закон, право на вашей стороне. И это понимает весь мир… Я горжусь каждым из вас. Благодарю за верность Родине. Знайте, мы делаем все для вашего возвращения к семьям».