Россия знаменита своими шахматистами, но ее президент Владимир Путин только что проявил свое мастерство в китайской игре Го, где победа достигается путем медленного удушения противника, захвата и присоединения территорий. Так произошло в Крыму в 2014 году, когда загадочная армия зеленых человечков без опознавательных знаков и знамен выдворила украинских полицейских и военных из полуострова, позволив таким образом быстро организовать референдум о присоединении к России.
Но сделанного в 2014 году было недостаточно. Крым стал российским эксклавом, не имевшим прямого выхода на территорию России и окруженный территориальными водами другого государства. Нужно было сделать еще два хода, чтобы установить полный геополитический контроль над спорным полуостровом.
Первый заключался в строительстве моста через Керченский пролив, отделяющий полуостров от Краснодарского края (Россия) и обеспечивающий проход в Азовское море, которым совместно пользуются Украина и Россия. Благодаря этому мосту длиной 9 километров и стоимостью 3,6 миллиарда долларов, построенному ускоренными темпами за два года, Путин решил два вопроса: связь полуострова с территорией России и ограничение прохода через Керченский пролив, судоходство в котором теперь стало гораздо легче контролировать и перекрывать.
Двойное нарушение законности Россией — нарушение морского права и договоров, с Украиной, гарантирующих свободный доступ военных и гражданских судов Киева в Азовское море — вытекает из предыдущего нарушения законности: аннексии Крыма. У России есть еще один эксклав в лице непризнанного ни одной страной мира Приднестровья, отделившегося от Молдавии, что позволит сделать такой же ход в виде оккупации и присоединения. Таким образом, под угрозой окажутся Черноморское побережье Украины и город Одесса, которые Россия давно мечтает заполучить, поскольку они имеют для нее такое же стратегическое значение, как Севастополь.
Чтобы продолжать игру в Го, то есть оккупировать и присоединять, у Москвы есть шесть непризнанных пророссийских государств, отделившихся в одностороннем порядке: три на Украине (Донецк, Луганск и Крым), одно в Молдавии (Приднестровье), одно в Азербайджане (Нагорный Карабах) и одно в Грузии (Южная Осетия). Используя их, а также российскую Калининградскую область (тоже эксклав), расположенную между Литвой и Польшей, Путин может и дальше мечтать о восстановлении потерянного в результате «крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века», как он сам охарактеризовал распад СССР. Хотя нынешний шаг можно рассматривать и как завершение аннексии Крыма, он не может не настораживать.