После того, как Россия захватила три украинских военных корабля и более 20 человек экипажа на спорном участке Азовского моря, международное внимание вновь обратилось на конфликт в восточных коридорах Европы. Очевидна стремительная эскалация напряженности, последовавшая после столкновения. Киев объявил военное положение и потребовал, чтобы моряков считали военнопленными.
Между тем суд в аннексированном Россией Крыму приказал многих из них содержать под стражей до суда по обвинению в незаконном проникновении в российские территориальные воды. Украина настаивает на том, что она вправе патрулировать Керченский пролив, где были захвачены ее корабли, согласно двустороннему соглашению с Москвой. Строительство нового моста над проливом, связавшего основную территорию России с Крымом, вызвало опасения из-за большего контроля и влияния на регион, который появился теперь у Москвы.
Последний инцидент совпал с годовщиной протестов на Площади Независимости, когда украинцы требовали интеграции с Европой, что стало прелюдией к российскому вторжению в украинский Крым в 2014 году. К настоящему моменту затянувшийся конфликт унес примерно 10 000 жизней, и миллионы людей из-за него были вынуждены переехать, но пока никакого долговременного решения в поле зрения не видно. Минские мирные соглашения, подписанные в 2014-15 году, запретили авианалеты и стрельбу из тяжелой артиллерии. Но конфликт продолжился в виде тлеющих боев низкой интенсивности. Украинско-российский конфликт также усугубил религиозный раскол. Москва высказывала критику по поводу независимости, в октябре дарованной украинской православной церкви от русской. Украина же, а также ведущие европейские державы и США, в свою очередь критиковали выборы, при одобрении Москвы прошедшие в законодательные органы двух сепаратистских территорий, называя их нарушением Минских соглашений.
Европейские державы делятся на тех, кто выступает за углубление дипломатического взаимодействия с Кремлем, и тех, кто хочет усилить на него давление, введя больше санкций, чтобы наказать предполагаемое российское нежелательное политическое вмешательство. Но мало кто осознает, насколько провокационно для Москвы непрерывное расширение НАТО на территории бывшей Восточной Европы и бывшего СССР. Никогда еще с геополитической точки зрения не было так важно более активно взаимодействовать с Москвой, учитывая, что милитаристы в администрации США открыто предпочитают конфронтацию диалогу.
Рост напряженности в отношениях может быть на руку и лидеру России, и лидеру Украины, которым нужно дома отвлечь внимание от своих упавших рейтингов. Украинскому президенту Петру Порошенко в следующем году предстоят всеобщие выборы, которые он, согласно большинству прогнозов, проиграет. Однако гуманитарная ситуация, которая складывается в результате затянувшегося конфликта, требует быстрого решения.