Ларри Кадлоу (Larry Kudlow) во вторник объявил о позиции президента Трампа, который считает, что существует «хорошая возможность» для заключения торговой сделки на встрече с китайским правителем Си в конце работы саммита G-20 в Буэнос-Айресе.
Директор национального экономического совета (National Economic Council) также сообщил, что сотрудники администрации проводят переговоры с Китаем по всем направлениям. «У нас сегодня много контактов с китайским руководством на всех уровнях, — подчеркнул Кадлоу — а раньше мы находились в состоянии тотального застоя. Ничего не происходило». Эта «торговая война» является «сражением века», и многие исследовательские центры так оценивают возможность заключения сделки: «теперь или никогда».
В лагере сторонников концепции «сейчас или никогда» находится Янь Сэ (Yan Se), доцент Школы менеджмента Гаунхуа Пекинского университета, а также Пирсон Гудман (Pearson Goodman), аспирант экономического факультета Пекинского университета. «В настоящее время мы находимся в середине золотого окна возможности для того, чтобы окончить продолжающуюся американо-китайскую войну, — подчеркнули они в своей статье, опубликованной во вторник на популярном веб-сайте Caixin. — Заметный сдвиг в риторике и политике китайского генерального секретаря и других высокопоставленных партийных чиновников позволяет говорить о том, что Китай хочет провести значимые и искренние реформы. Под влиянием этого освобождающего импульса Китай и Соединенные Штаты находятся в наиболее благоприятном за последнее время положении для заключения сделки, которая будет работать на обе стороны».
Они, несомненно, слишком оптимистично настроены по поводу желания председателя Си сделать значимые уступки. В конечном счете, он разбередил руководство, и теперь не может сдать назад без болезненных для себя личных последствий, однако Янь и Гудман, тем не менее, правы, когда они говорят о существовании лишь в течение одного месяца окна возможности для предотвращения серьезной деформации торговых отношений. Их аргументы основываются на воздействии американских тарифов на занятость в Китае.
Пока Трамп ввел тарифы «Секции 301» на китайские товары на сумму 250 миллиардов долларов. В Китае пока не было значительного сокращения рабочих мест в результате принятых дополнительных мер.
Однако с 1 января Америка повышает тарифы на китайские товары в объеме 200 миллиардов долларов — они были введены в размере 10%, а с учетом запланированного повышения они составят 25%. Кроме того, Трамп угрожает ввести тарифы еще и на товары в объеме 267 миллиардов долларов.
Янь и Гудман подчеркивают, что новый набор американских тарифов затронет «области с низкой прибылью, но с высокой занятостью», и это будет иметь «разрушительное» воздействие на китайскую рабочую силу и, возможно, вызовет «значительное изменение в настроении».
«Масштабная безработица» может изменить китайское восприятие нынешнего спора, и это будут уже разногласия не «между двумя правительствами», а «между китайским и американским народом». По мнению Яня и Гудмана, новые тарифы «могут нанести непоправимый ущерб двусторонним отношениям».
Так должен ли в таком случае Трамп договориться с председателем Си для того, чтобы избежать безвозвратного разрыва? «Критически важным является признание президентом Трампом того, что его главным приоритетом в американской торговле и в технологическом конфликте с Китаем является не заключение сделки, а отсутствие договоренности на момент искусственно установленного конечного срока», — подчеркнул Алан Тонелсон (Alan Tonelson) в беседе с корреспондентом журнала National Interest. Тонелсон является экспертом в области торговли, он живет и работает в Вашингтоне.
Главным приоритетом для Трампа должно быть благосостояние американских рабочих, то есть той группы населения страны, которая игнорировалась тремя его непосредственными предшественниками.
И теперь Трамп имеет возможность во время своей встречи за столом с председателем Си на саммите G-20 поставить их интересы выше интересами их китайских коллег. Создается впечатление, что производители будут внимательным образом следить за сигналами на основе тех результатов, которых эти два лидера смогут получить во время их совместного обеда в субботу.
«Производители и ритейлеры внимательно наблюдают, — подчеркнул в понедельник Джонатан Басс (Jonathan Bass), генеральный директор компании PTM Images. — Если Трамп объявит о заключении соглашения с председателем Си или даже намекнет на скорое достижение такой договоренности, то тогда они сохранят свои предприятия и производство в Китае. С другой стороны, если они будут считать, что Трамп не уступит и что соглашения, скорее всего, не будет, то они начнут выводить производство из этой страны».
Если сделки не будет, то при таком сценарии Басс, который занимается производством фурнитуры и элементов декора, считает, что непредсказуемость ситуации заставит ритейлеров «мгновенно переключиться на других поставщиков», и таким образом Соединенные Штаты вновь станут конкурентоспособными, даже в области недорогих товаров.
Уход из Китая в ментальном плане задевает не только производителей дешевых товаров. «Возникает серьезное беспокойство по поводу того, что западные корпорации в Азии будут вынуждены изменить цепочки поставок, что повлияет на ситуацию с занятостью в Гонконге и в Китае», — отметил на этой неделе в беседе с корреспондентом журнала National Interest Эндрю Коллиер (Andrew Collier) из компании Orient Capital Research. Как подчеркивает работающий в Гонконге Коллиер, «30% членов Американской Торговой палаты в Шанхае ожидают этого».
Если Трамп будет занимать твердую позицию в этот уикенд в Аргентине, то это, возможно, ускорит тенденцию к разрыву связей между американскими и китайскими компаниями. Однако не только американский президент выдавливает предприятия из Китая. Председатель Си тоже помогает делу разъединения, поскольку он наказывает американские компании в Китае, превращая крупнейших представителей из списка Fortune 500 в потенциальных заложников, и, таким образом, возникает еще одна причина для того, чтобы покинуть эту страну.
Многие раньше говорили, что цепочки поставок не могут уйти из Китая. Однако та мудрость, которая казалась разумной пять лет назад, сегодня выглядит уже сомнительно.
Как напоминает нам Басс, бизнес не любит неопределенность. А так называемые торговые войны создают немало неопределенности.
Но даже если в субботу и будет заключена сделка, неопределенность никуда не исчезнет. Китайское руководство, несмотря на утверждения Яня и Гудмана, не приняло еще решения о тех изменениях, которые требуют Вашингтон и другие столицы. Поэтому, скорее всего, возникнул и другие проблемы в торговых отношениях, если Пекин не будет выполнять своих обязательств. Си, предвещая недоброе, не выполнял свои обязательства, которые вошли в План действий на 100 дней, о котором Вашингтон объявил в апреле прошлого года.
Пекин, которому понадобились десятилетия для получения репутации надежного члена в цепочке поставок, быстро теряет этот статус. Встреча в субботу между Трампом и Си может пройти под лозунгом «теперь или никогда», который будет относиться не только к американским экономическим связям с Китаем, но и к роли Китая как места нахождения мировой фабрики.
Гордон Чан является автором книги «Грядущий развал Китая» (The Coming Collapse of China).