Неудачная попытка президента Трампа построить небоскреб Trump Tower в Москве, которую он предпринял в 2016 году, оказалась в центре обвинения, выдвинутого против бывшего личного адвоката Трампа Майкла Коэна (Michael Cohen) в четверг, 29 ноября.
Коэн признался в том, что в прошлом году в Конгрессе он дал ложные показания, заявив, что он прекратил переговоры о проекте строительства небоскреба в январе 2016 года. На самом деле, по словам Коэна, переговоры — в том числе с Трампом — продлились вплоть до июня 2016 года, завершившись за месяц до того, как Трамп был выбран кандидатом на президентских выборах от Республиканской партии.
В четверг, 29 ноября, Трамп заявил, что Коэн лжет. Он добавил, что никакой сделки заключено не было, но даже если бы и была, в этом нет ничего противозаконного, поскольку в тот момент он действовал как частный предприниматель. Белый дом отказался дать комментарии.
Этот московский проект стал кульминацией 30 лет заинтересованности Трампа в том, чтобы закрепить за собой место в России и соседней Украине. За этот период времени он пытался реализовать там более 20 различных проектов. Хотя ни один из них так и не был реализован, один все же оставил после себя гигантский котлован и восемь этажей, прежде чем его забросили. Планы по строительству небоскреба в 2016 году включали в себя идею подарить президенту России Владимиру Путину пентхаус стоимостью в 50 миллионов долларов, о чем в своем интервью сообщил давний партнер Трампа Феликс Сейтер (Felix Sater). По словам Сейтера, Коэну понравилась эта идея.
Представительница «Трамп Организейшн» (Trump Organization) отметила: «Как и многие компании, занимающиеся недвижимостью, „Трамп Организейшн" изучала возможности своего развития на крупных рынках по всему миру, в том числе в России. Но ничто из этого так и не материализовалось».
Ниже представлен краткий обзор деловых проектов Трампа, связанных с Россией.
1987 год
Трамп впервые посетил Москву и Санкт-Петербург, который тогда еще назывался Ленинградом в стране, которая еще была СССР, потому что, как он сказал в интервью «Ассошиэйтед Прес» (Associated Press), советским чиновникам «понравился Trump Tower в Нью-Йорке».
Не успев приехать в Москву, Трамп уже рассказывал репортерам о том, что он рассматривает «пять-шесть» мест для строительства своей башни в столице, включая одно место, расположенное недалеко от Кремля.
Начало 1990-х годов
В России за Трампом закрепился образ сорящего деньгами бизнесмена, несмотря на то, что его проекты в США переживали тяжелые времена.
Шалва Чигиринский, владелец одного из крупнейших застройщиков в Москве, утверждает, что он познакомился с Трампом в 1992 году в Атлантик-Сити, когда посетил его первое казино. В состав делегации входил сын бывшего высокопоставленного офицера КГБ. По словам Чигиринского, его очень впечатлило то, что Трамп сам руководил делами «в три часа утра, в пять часов».
1996 год
Трамп снова приехал в Москву.
Мэр Москвы Юрий Лужков устроил ему экскурсию по большому торговому центру, который строился недалеко от Кремля. Тогда Трамп рассказал репортерам о планах построить «сверхроскошный жилой небоскреб, который Москва очень хочет построить, и в котором она очень нуждается», на месте обветшалой гостиницы «Россия». Трамп также обсуждал с чиновниками возможную реконструкцию гостиницы «Москва», расположенной в непосредственной близости от стен Кремля.
В итоге российское правительство выбрало другого застройщика, о чем рассказал один американский бизнесмен, который помогал организовывать встречи Трампа в Москве.
1998 год
Когда богатые россияне начали искать способы безопасно вложить свои деньги за рубежом, многие из них делали выбор в пользу покупки недвижимости у компаний, принадлежавших Трампу.
Гил Дезер (Gil Dezer), который вместе со своим отцом помогал Трампу в строительстве трех объектов во Флориде, говорит, что более 300 покупателей кондоминиумов в Санни-Айлс-Бич, штат Флорида, были выходцами из бывшего Советского Союза.
В 2004 году, как рассказал украинский застройщик Марк Гинзбург (Mark Ginzburg), он предложил помочь в строительстве небоскреба под брендом Трампа в Киеве. Английский архитектор Норман Фостер (Norman Foster) подготовил проект, однако киевский архитектурный совет отверг его. Представительница Фостера утверждает, что он ничего не знал об участии Трампа в том проекте.
2006 год
В работу включились дети Трампа.
Дональда Трампа-младшего и Иванку Трамп возили по Москве в белом роллс-ройсе, о чем рассказал Дезер, чей отец их сопровождал.
Тогда рассматривались планы по реконструкции и переименованию выстроенной в сталинскую эпоху гостиницы «Советская» в Ivanka Hotel, как сказал один источник, который принимал участие в подготовке того проекта, включавшего в себя строительство магазина, где должны были продаваться ювелирные украшения под брендом миссис Трамп. Она запустила свою линию украшений осенью следующего года.
Мелании Трамп тогда было «немногим за 20, и она присоединилась к Trump Organization в 2006 году, поэтому она не принимала участия в планировании строительства отеля в Москве или открытия магазинов в каком-либо из отелей», о чем сообщил другой источник, знакомый с ситуацией.
Предложенная сделка так и не была заключена, но один проект башни казался весьма многообещающим.
По словам Чигиринского, он попытался прощупать Трампа на предмет подробностей того, что могло стать самым масштабным строительным проектом со времен Иосифа Сталина. По словам Чигиринского, Трамп хотел построить небоскреб в 118 этажей по проекту Нормана Фостера с видом на реку Москва, где офисного и жилого пространства хватило бы для 30 тысяч человек.
Как рассказал Чигиринский, его компания выкопала котлован и выстроила восемь этажей, потратив 150 миллионов долларов, но затем грянул финансовый кризис 2008 года, который захлестнул московский рынок недвижимости, после чего строительство прекратилось.
2012 год
Когда российская экономика оправилась от кризиса, на арену вышел московский миллиардер Арас Агаларов.
Агаларов — выходец из Азербайджана, и его крупнейшие проекты — «Крокус Сити Молл» и многоуровневый концертный зал «Крокус Сити Холл» — были построены на территории Красногорска на западе Москвы. Агаларов заплатил Трампу 5 миллионов долларов за право провести в Красногорске конкурс красоты «Мисс Вселенная-2013», и Трамп лично приехал на этот конкурс.
И они обсуждали бизнес
Как рассказал источник, занимающий высокую должность в «Крокус Групп» (Crocus Group), Трамп и Агаларов договорились, что Агаларов построит серию из 12 зданий рядом с объектами Crocus Group. Этот новый комплекс будет называться «Манхеттен», и в его центре будут располагаться два небоскреба — один будет назван в честь Агаларова, другой — в честь Трампа.
Тогда Трамп написал в твиттере: «Я провел потрясающие выходные с вами и вашей семьей. Вы проделали ФАНТАСТИЧЕСКУЮ работу. Следующий Трамп-тауэр (Tramp Tower) будет в Москве. Эмин был великолепен!»
2015 год
Решение Трампа принять участие в президентской гонке заставило обе стороны отказаться от этого проекта, однако прозвучали новые предложения
Коэн и Сейтер договорились о том, чтобы Трамп и московский застройщик «Эксперт» подписали соглашение о намерении построить Trump Tower в Москве.
Когда Трамп вплотную занялся своей предвыборной кампанией, его представители продолжили искать возможности для развития его бизнеса.
В январе 2016 году Коэн отправил письмо пресс-секретарю президента России Владимира Путина Дмитрию Пескову, попросив в нем о помощи в получении разрешений на строительство. Коэн сообщил комитету Сената по делам разведки, что ответа от Пескова он не получил. В четверг, 28 ноября, он признался в том, что ранее он солгал, что переговоры продлились до июня 2016 года, когда Трамп уже считался наиболее вероятным кандидатом на выдвижение от Республиканской партии. В июле на Республиканской национальной конвенции он официально стал кандидатом своей партии на президентских выборах.