Из-за нового моста через Керченский пролив и расширения российского военного присутствия в районе Азовского моря безопасность в регионе снизилась. А сейчас, когда Россия еще подогрела конфликт, захватив в Керченском проливе три украинских военных корабля с экипажем, политолог Пэр Экман (Per Ekman) напоминает, что Кремль был готов обозначать свою позицию по поводу присутствия там Украины еще 15 лет назад. Тогда эскалации удалось избежать — решение нашли в процессе переговоров.
В октябре 2003 года Россия и Украина оказались в ситуации самого острого за много лет кризиса. Политическую турбулентность вызвал маленький островок Тузла в Керченском проливе между Черным и Азовским морями. Конфликт был настолько серьезным, что тогдашнему украинскому президенту Леониду Кучме пришлось экстренно прервать длительную поездку в Южную Америку, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию между двумя странами.
Последовавшие за этим переговоры с российским правительством прошли в обычном порядке на высшем уровне и в условиях секретности. Сначала тогдашний премьер-министр Виктор Янукович, а потом и сам Кучма лично разговаривали с российским президентом Владимиром Путиным. Этот спор возник, несмотря на то, что Кучму и Януковича часто описывают как лидеров, стремившихся поддерживать очень близкие и хорошие отношения с российским правительством. Кроме того, именно кризис из-за Тузлы и привел к подписанию соглашения, на которое ссылаются сейчас в связи с конфликтом в Азовском море: согласно ему, и у России, и у Украины есть право использовать морские пути в этом районе.
Через Тузлу же идет и вызвавший много споров мост, недавно построенный по распоряжению российского правительства, чтобы связать аннексированный Крым и территорию России. Строительство моста и увеличившееся в связи с этим военное присутствие России — вот некоторые из причин того, что ситуация в этом районе в последние полгода накалилась и стала небезопасной.
Кризис вокруг Тузлы сегодня уже принадлежит истории, но тот факт, что российское правительство уже 15 лет назад было готово так мощно обозначить свою позицию, пусть отношения Украины и России и были тогда относительно хорошими, а многие на Западе считали Россию потенциально хорошим партнером, кое-что говорит о значении этого региона для российского правительства. Кризис вокруг Тузлы помещает нынешний конфликт в исторический контекст. Крым и выход в Азовское море с момента распада Советского Союза в 1991 году имели стратегическое значение для обеих сторон, и по этому поводу между странами существовала напряженность задолго до аннексии Крыма в 2014 году.
Вне зависимости от конкретной причины нынешнего кризиса, Россия продемонстрировала свою готовность использовать военные инструменты, чтобы контролировать единственный вход в стратегически важное Азовское море, которое находится к югу от охваченных конфликтом Донецкой и Луганской областей. Там же расположены и несколько важных украинских портовых городов.
Сегодняшняя ситуация одновременно опасна и очень трудно разрешима. Минские договоренности не касаются Крыма, они охватывают лишь Донецкую и Луганскую области. Ведь Россия объявила Крым российской территорией и не считает нужным вести переговоры о полуострове и прилегающих к нему областях. Совет безопасности ООН обсуждал этот вопрос, но он не в состоянии сделать ничего существенного, так как Россия может использовать свое право вето. Вышеупомянутый договор 2003 года о регулировании морского движения в водах между Украиной и Россией, очевидно, тоже вышел из игры, по крайней мере временно. Остается Нормандская четверка, куда входят Украина, Россия, Германия и Франция, но этот формат тоже показал себя совершенно неэффективным в контексте этого конфликта.
Когда ситуация в Керченском проливе накалилась, Украина попросила помощи международного сообщества. Но некоторые страны ЕС уже стали сомневаться даже насчет продления экономических санкций против России, так что Украине, вероятно, не стоит ожидать, что санкции ужесточат. Вместо этого президент Украины Петр Порошенко может надеяться на поддержку на словах, а также на продолжение уже действующих санкций.
В США президент Дональд Трамп долгое время придерживался двойственной линии в отношении Украины. С одной стороны, Трамп сделал несколько странных заявлений о Крыме и, кроме того, пытался построить хорошие личные отношения с Владимиром Путиным. С другой стороны, США продают Украине оборонительные вооружения, на что президент Барак Обама в свое время не пошел. Трамп также назначил Курта Волкера (Kurt Volker) специальным представителем Государственного департамента США по вопросам Украины, а Волкер проводит значительно более суровую линию против России, чем та, которую обычно озвучивает Трамп. Трамп внезапно отменил запланированную встречу между США и Россией в Аргентине, и как минимум президент Порошенко воспринял это как ясный сигнал, что Украина может рассчитывать на поддержку США.
Может такого рода символические действия и поддерживают Порошенко, но в целом он уже понял, что Украине придется идти суровым путем, учась защищать себя самостоятельно, что особенно важно понимать именно сейчас, когда страна мобилизуется. Некоторые украинские эксперты обеспокоены, как кризис может сказаться на внутренней ситуации в стране, ведь в 2019 году на Украине должны пройти президентские и парламентские выборы.
И наконец, российский Черноморский флот гораздо сильнее в военном отношении, чем украинский флот. Дальнейшая эскалация нынешнего конфликта — случайная или преднамеренная — может привести к катастрофическим последствиям как для Украины, так и для безопасности Европы в целом.