В Европейской комиссии считают, что социальные медиа-платформы, такие как Фейсбук, Твиттер и Гугл, должны приложить больше усилий, чтобы российские тролли не смогли вмешаться в проведение европейских выборов в мае следующего года.
«Мы должны увидеть улучшение в том, как мы обнаруживаем и разоблачаем дезинформацию, — сказал в среду журналистам в Брюсселе комиссар по безопасности Джулиан Кинг. — Мы должны увидеть, как интернет-платформы активизируются».
Но даже когда комиссия обнародовала свой план действий по противодействию дезинформации, который представляет собой ряд мер по защите европейских выборов от фейковых новостей, аналитики предупредили, что этих усилий вряд ли будет достаточно, чтобы остановить иностранных акторов, стремящихся исказить результаты голосования.
«Глядя на уровень угроз, наличие иностранного влияния в Европе и новых технологий, таких как искусственный интеллект и глубоко проработанные фейки, можно сделать вывод, что этого недостаточно, чтобы решить проблему», — сказал старший советник Трансатлантической комиссии по честности выборов Фабрис Потье.
В основе мер комиссии лежит призыв к компаниям, владеющим социальными сетями предоставлять институту с января по май ежемесячные отчеты, в которых подробно будет описываться, кто купил политическую рекламу, кто стоит за фейковыми новостными кампаниями, и кто распространяет дезинформацию через учетные записи ботов и так называемые фермы троллей.
Комиссия также попросила власти государств отслеживать дезинформацию и делиться своими выводами с другими столицами ЕС через «систему быстрого оповещения», которая будет создана к марту 2019 года и станет предупреждать страны и средства массовой информации о волне фейковых новостных сообщений. «Мы не просим никого судить, является ли информация правдивой или ложной, — сказал Кинг. — Мы говорим, что можем пролить свет на происхождение этой информации».
По мнению аналитиков, работающих в этой области, таких мер вряд ли хватит, чтобы остановить поток фейковых новостей.
Правительства недооценили проблему, а социальные медиа-платформы неохотно делились своими данными с независимыми контролерами достоверности фактов и наблюдателями за выборами.
За несколько месяцев до промежуточных выборов в США в ноябре Фейсбук и Твиттер выпустили инструменты прозрачности рекламы, чтобы предоставить информацию о том, кто тратит деньги на политическую рекламу. Два гиганта социальных сетей вместе с Гуглом и Мозиллой также обязались сообщать о дезинформации и развернуть технические инструменты для мониторинга проблемы, подписав с ЕС в сентябре Кодекс действий против дезинформации.
Но компании медленно внедряют полноценные инструменты по всему ЕС. За кулисами руководители заявляют, что борются с лоскутным одеялом избирательных законов.
Это затрудняет помощь европейским властям и независимым контролерам достоверности фактов.
«Я не могу самостоятельно исследовать или проверять, что происходит, — сказал исследователь социальных данных и профессор Копенгагенской бизнес-школы Рави Ватрапу, возглавивший группу специалистов по проверке фактов, исследователей и экспертов по СМИ, которых комиссия попросила тщательно изучить работы по дезинформации. — Нам следует опросить медиа-платформы, но они не открыли нам своих данных. Во всяком случае, они полностью закрыты».
Борьба с фейковыми новостями также осложняется трудностями в дифференциации между злонамеренными поддельными новостными кампаниями и искренней, но дезинформированной свободной речью.
«У вас будут люди, распространяющие дезинформацию, которые коррумпированы, но также будут и люди, которые искренне верят, что это правда», — сказал старший научный сотрудник аналитического центра Атлантического совета Якуб Каленский, который ранее возглавлял команду по противодействию дезинформации в составе Оперативной рабочей группы по стратегическим коммуникациям ЕС.
План комиссии зависит от согласия национальных правительств предоставить финансирование для борьбы с дезинформацией — многие из них критиковали попытки комиссии по подавлению фейковых новостей.
Группа стратегических коммуникаций ЕС в составе Европейской службы внешних связей испытывает хроническую нехватку финансовых средств. В этом году ее бюджет составил 1,9 миллиона евро, и комиссия не получила от стран-участниц союза зеленый свет на просьбу увеличить годовой бюджет до пяти миллионов евро. Для сравнения, по оценкам комиссии, Россия тратит на дезинформацию более одного миллиарда евро.
Предыдущие кампании по дезинформации в Европе включали в себя попытки повлиять на референдум о независимости Каталонии и на национальные выборы в Европе. Часто фейковые новости приходят из Москвы, однако, как известно, свой вклад в эти усилия вносят также серверы в Венесуэле и Иране.
Тем не менее, многие европейские правительства неохотно противостоят России напрямую, опасаясь экономических и политических последствий.
«Это крайне чувствительно», — сказал Каленский, бывший чиновник Оперативной рабочей группы по стратегическим коммуникациям ЕС. Сказав во всеуслышание о России «можно сделать достижение консенсуса немного более сложным, но если мы не назовем проблему, мы не сможем ей противостоять», — считает он.
На следующей неделе лидеры ЕС встретятся в Брюсселе на саммите Европейского совета, на котором они планируют обсудить план действий.
Многие эксперты в этой области считают, что как правительства, так и компании должны сделать больше, поскольку времени до европейских выборов в следующем году остается все меньше.
«Почему бы не провести стресс-тест, как мы это делаем для банковского сектора, для финансовых мер, чтобы мы могли увидеть уязвимости у государств-членов?— сказал Потье. — Вопрос в том, хотят ли политики проснуться с головной болью сейчас или проснуться с ней же, но уже после выборов».