Решающий момент: согласно докладу Всемирного банка, более 143 миллионов человек станут «климатическими мигрантами», убегая от неурожая, нехватки воды и роста уровня моря.
Когда культура и досуг объединяются вместе, возникают сообщества.
Когда сообщества становятся обществом, образуется поселение. В этих обстоятельствах мы воплощаем наше стремление к единению.
Экологически устойчивые города подобны лесу: они постоянно растут и отличаются разнообразием. В лесу каждая ветка, каждый ствол, каждое дерево уникальны и цветут по-своему. Однако же все взаимосвязано. У всего в лесу своя роль в космической симфонии. И город не сильно от него отличается.
Город тоже является организмом, он одновременно устойчив и изменчив, статичен и постоянно трансформируется. Люди являются частью внутреннего механизма города, как наши клетки являются частью нас самих. Улицы — это вены, они соединяют нас с сетью жизни, похожей на разнообразный с биологической точки зрения лес.
Представьте себе Джайпур, где Махараджа Саваи Джай Сингх II правил в Индии 18 века. Он представлял себе город раем на земле. Учитывая постоянно меняющийся климат, а также перемещение солнца, господин Сингх создал город, построенный вокруг гильдий и кластеров экологичного кооперативного хозяйства. Пока Джайпур развивал тело, сознание и дух, он процветал в социальном, экономическом и культурном отношении.
Джайпур напоминает древнюю мандалу васту пуруша — это философия дизайна, направленная на создание сбалансированной и здоровой атмосферы. На основе этой древней науки образовалось большинство традиционных поселений, где происходят сезонные мероприятия, например, праздники и ярмарки. Мандала адаптируется к совершенно разному климату и разным местам и, в свою очередь, является вдохновением.
К сожалению, мы с тех пор позабыли этот проникновенный подход к архитектуре и дизайну, следуя вместо него превалирующей модели планирования с большими бюджетами, огромными строениями и изолированным образом жизни. Как следствие, наши жилища стали разрозненны, мы не можем видеть инфраструктуру города и жизнь в целостной картине.
Вместо того, чтобы строить больше гигантских сооружений — которые постоянно потребляют время, энергию, человеческие и природные ресурсы — не следует ли нам предпочесть более естественный биологический подход к архитектуре, в результате чего появятся маленькие, но всеобъемлющие кластеры поселений, и, возможно, возникнет новый мир?
Эти небольшие поселения будут экологически устойчивы и воспроизводимы. Они будут полны энергии и жизненной силы, но они не вырастут за рамки определенных размеров. Они будут обладать теми же достоинствами, что и биологически разнообразная сеть.
Подобные поселения не будут тратить время, энергию и природные ресурсы. Их жители будут обладать глобальными навыками и вести подходящий, приносящий удовлетворение стиль жизни. В результате это могло бы способствовать спасению нашей планеты от нынешних катастроф и неравенств, распространяющих тревогу и сомнения относительно будущего.
Часто во время посещения древних больших и маленьких городов, хорошо сотканных как с социальной, так и с экономической и культурной точек зрения, нас поражает странная неожиданная тишина и медлительность. Наше стремление подтолкнуть, достичь, завоевать уменьшается, и мы больше задумываемся о том, как природа соединяет нас и как мы можем разделить и уважить свою внутреннюю природу.
Помимо этой тишины, другие эстетические меры для поселений включают в себя изящество, любовь, сочувствие и смирение. Чтобы оживить поселение человек должен создать скромные, нежные связи, призывающие людей объединиться, поделиться, почувствовать себя частью большего порядка, частью Матери Земли.
В древнеиндийских текстах стхапати (архитектор или планировщик) должен осознавать возобновляемые циклы природы, следуя законам времени и энергии, как это делает наша экосистема. Стхапати не может не интегрировать этот природный поток с жизнью обитателей поселения. Этот метод независимого планирования создает условия для культурной деятельности и социальной интеграции. Эта форма экологически устойчивой архитектуры дает всем людям, вне зависимости от класса и статуса, способность соединиться с их подлинной природой.
Не поэтому ли в некоторых японских домах есть маленькое дерево бонсай в память об их связи с вечной загадкой существования? Сегодня, несмотря на то, что в глобальном отношении мы объединены, духовно мы проиграли. Прана — тонкая энергия, которую можно только почувствовать — является недостающим звеном, и если его воскресить, оно сможет вновь оживить дух сообщества.
Неужели мы не можем применить эту философию планирования в настоящем, чтобы создать долговечную среду позитивной культуры сопричастности?
Балкришна Доши (Balkrishna Doshi) — лауреат премии Прицкера в 2018 году, первый индийский лауреат самой престижной архитектурной премии мира.