Начальник оперативного управления израильского Генштаба Аарон Халива отправился в Москву для встречи с заместителем своего коллеги в России, но не стоит рассматривать это как признак улучшения координации в сфере безопасности. Россия не спешит покидать свой пьедестал и пытается влиять на события в региональном воздушном пространстве. Это часть ее плана по стабилизации ситуации в Сирии и привлечению инвестиций без опасений, что ситуация станет взрывоопасной.
С точки зрения Израиля, визит начальника оперативного управления израильского Генштаба генерал-майора Аарона Халива в Россию — большое достижение. Похоже, что Россия сменила гнев на милость после жесткой общественной критики, угроз в адрес ЦАХАЛа и охлаждения отношений в результате инцидента с российским самолетом-разведчиком, сбитым армией Асада.
На самом деле российские СМИ вкладывают в это совсем другой смысл. Делегацию во главе с Халивой встречает заместитель начальника российского военного управления Василий Трушин, который занимает этот пост уже десять лет. Трушин ниже по должности и менее влиятелен, чем Халива. Посыл понятен. Россия знает об ограниченности своих сил на Ближнем Востоке и о том, насколько сильное давление может оказывать на Израиль, однако не стремится снимать корону.
По оценкам оборонного ведомства, после встречи с главой израильских ВВС генералом Амикрамом Норкиным Россия создала искусственный кризис. Россия заинтересована в восстановлении Сирии, чтобы привлечь европейские инвестиции и сорвать куш: набить деньгами карманы. Израиль же мешает стабильности, и поэтому отношения между ним и Россией не вернутся в норму до тех пор, пока Москва не подчинит ЦАХАЛ новому порядку.
В Иерусалиме понимают, что война в Сирии подходит к концу, поэтому окно возможностей для атак ЦАХАЛа на Иран и «Хезболлу» сжимается, и необходимо новое соглашение. Цель визита Халивы в Россию, по-видимому, состоит в том, чтобы проработать механизм взаимодействия, защитить интересы Израиля и сохранить свободу действий в стране. Русские заинтересованы в поддержании этого процесса не только из-за превосходства израильской разведки в регионе, сил израильских ВВС и их способности расшатать ситуацию, но и из-за того, что Израиль сейчас служит мостом между Россией и Соединенными Штатами во многих аспектах.
Согласно зарубежным публикациям, в последние годы Израиль действовал в Сирии по принципу «газонокосилки», устраняя любые угрозы, исходящие от Ирана и уничтожая любой конвой с оружием, направляющийся из Сирии в Ливан. Израиль не полностью уничтожал проблему, а «сохранял траву терпимой высоты».
Так что же изменилось за последние месяцы? Россия решила расширить свое влияние в Сирии и ее окрестностях. С этой целью Москва удерживала Израиль от атак в Сирии, но Иерусалим эти угрозы не тронули, и, согласно зарубежным публикациям, Израиль санкционировал атаки. Не в той же мере, как раньше, но атаки были. Израиль, конечно, не совсем отступил, но немного ослабил давление на педаль газа.
Израиль надеется, что Россия станет более активно участвовать в противодействии закреплению Ирана в Сирии и предотвращению поставок оружия в Ливан. В противном случае Израиль окажется перед сложной дилеммой. Если говорить о свободе действий, то, как показали последние годы, перед Израилем больше не осталось стоп-линий.
В военном ведомстве спорят, действительно ли у России есть рычаги давления на Иран и «Хезболлу». Верно ли ждать от России контроля над действиями Ирана в Сирии? Реальность такова, что Россия не заинтересована в трениях со своими союзниками в Сирии. На фоне напряженных отношений с США, Европой и Украиной Россия не хочет еще одного кризиса на международной арене.
Несмотря на геополитический расклад, никто не говорит, что Израиль не должен оказывать давление на Россию, желающую тишины. Израиль не может согласиться с созданием иранских баз в Сирии и с высокоточным оружием для «Хезболлы». Это другой вид угрозы, который требует целенаправленной и непрерывной реакции. 500 ракет, которые в течение 44 часов летели с территории Газы в Израиль несколько недель тому назад, не идут ни в какое сравнение с угрозой, исходящей от Ливана: более тысячи ракет в день из крупнейшего в мире арсенала, включающего в себя сто тысяч ракет, в том числе крупные боеголовки с большой разрушительной силой и высокоточные снаряды.
Глава военной разведки генерал-майор Тамир Хейман заявил во вторник, что «Хезболла» не обладает промышленными возможностями для модернизации и производства высокоточного оружия. Те самые заводы, которые стали реальной угрозой для израильского тыла. Если «Хезболла» решит идти в наступление, несмотря на угрозы высокопоставленных чиновников, израильскому правительству предстоит определить, атаковать ли цели в Ливане. Об этом ему нужно будет говорить и с Россией, которая окажется незащищенной перед лицом противостояния между ЦАХАЛом и радикальной организацией.