Тема санкций в отношении РФ в ближайшее время опять встанет во весь рост. В Вашингтоне с укоризненной гримасой на лице смотрят в сторону Киева и как бы вопрошают через океан: «Ну и…?». Логику американцев понять можно: это Украина подверглась военной агрессии и это у нас аннексировали часть территории. Именно поэтому Запад вполне оправданно ожидает от украинских политических элит некоего мыслительного креатива. Украина должна быть впереди планеты всей в части формирования санкционной политики, предлагая своим союзникам все новые и новые методики и инструменты.
Но это в идеале. Проблема осложняется тем, что эти самые местные «элиты» любят на все смотреть через цветной фильтр личного интереса. Они как обитатели «Изумрудного города» привыкли ходить в «зеленых очках», и если «зелень» не подсвечивает, окружающий мир кажется им тусклым и безрадостным…
С другой стороны, США практически никак не зависят от РФ и поэтому могут закручивать санкционный «винт» до срыва резьбы. Украина же, несмотря на существенное сокращение торгового оборота с РФ, продолжает зависеть от россиян, прежде всего в части энергетики. Даже пресловутая газовая независимость — не более, чем трюк, когда из цилиндра достают кролика, убеждая присутствующих, что его там не было. На самом деле РФ может резко снизить лимиты поставок газа в ЕС, и тогда у европейцев просто не останется нужных объемов газа для реэкспорта на Украину. Не говоря уже о бензине и дизельном топливе, которое идет в Украину из Белоруссии, но производится из российской нефти. Здесь также достаточно одного звонка из Москвы в Минск, и данный поток будет заблокирован в течение 24 часов.
В этом контексте, особенно на фоне военной риторики, вызывает даже не удивление, а «экзистенциальный ужас» тот факт, что наше правительство так и не разработало альтернативные варианты поставок в Украину сжиженного природного газа (СПГ) из того же Катара. Хотя поляки в Свиноуйсьце создают терминал по приему СПГ из Норвегии, а литовцы пошли по пути аренды плавучего терминала в Клайпеде. Найти варианты с альтернативными поставками бензина и ДТ еще проще. А в идеале — достаточно наладить канал импорта сырой нефти и перерабатывать ее на своих НПЗ…
Единственный внятный санкционный инструментарий предложил, как ни странно, Национальный банк Украины. Среди прочего НБУ считает наиболее эффективным блокировать активы (если речь идет о корпоративных долях 50%+1, то санкции должны применяться автоматически), принадлежащие лицам, находящимся под санкциями. Кроме того, регулятор совершенно справедливо замечает, что для координации санкций и выработки системной государственной политики в данном вопросе в Украине должен быть создан специальный государственный орган по аналогии с офисом OFAC Государственного казначейства США.
Но главный вопрос все равно остается открытым: что делать в отношении частного российского капитала, который не связан ни с Кремлем, ни с российской государственной политикой. Особенно речь идет о среднем российском бизнесе, который в масштабах Украины можно классифицировать как большой. В настоящее время наблюдается массовая миграция креативного бизнес-класса из РФ в западные страны, и этот капитал активно ищет удобные площадки для «посадки».
Максимальный отток капитала из РФ наблюдался в 2014-м — более 151 миллиард долларов, что объяснялось общим шоком бизнеса от происходящего. В 2015-м данный процесс замедлился до 57 миллиардов долларов, а в 2016-2017 гг. и вовсе вошел в берега — сумма оттока не превышала 19-28 миллиардов долларов. В этом году ситуация начала кардинально меняться. Первоначально Центральный банк РФ прогнозировал замедление чистого оттока капитала до 18 миллиардов долларов, но уже по итогам 11 месяцев текущего года стало ясно, что данная сумма достигнет 55-60 миллиардов долларов, повторив показатели трехлетней давности.
Если рассмотреть структуру оттока капитала, то значительную часть в ней составляет погашение внешнего корпоративного долга, а также государственные и квазирыночные инвестиции за рубеж. Но немалый удельный вес принадлежит и классическому выводу капитала в «тихие гавани». Вот только «посадочных полос» для россиян становится все меньше и меньше: в ЕС и Великобритании ввели жесткий контроль за происхождением средств на сумму свыше 50 тыс. евро/фунтов, и отныне нужно отчитаться даже за первый миллион «родом из 90-х». Стандарты налогового контроля, в соответствии с инструментарием BEPS, становятся все жестче. Единственное окно — это Китай и Гонконг, но ментально уходить туда россиянам достаточно сложно.
Если каналы движения на Запад для российского капитала будут блокироваться, он станет искать альтернативные варианты, близкие к той же Европе и сходные с ними в ментальном плане.
Этим уже пытается воспользоваться Казахстан, создав свой финансовый центр «Астана». Но эта страна не может похвастать интеграцией в европейский финансовый ландшафт и больше склоняется к азиатским рынкам и тому же Китаю. Тем не менее «Астана» уже заняла второе место среди финансовых центров Восточной Европы, хотя территориально это Азия.
Именно поэтому создание регионального международного финансового центра в Украине должно базироваться на уникальной возможности объединения внутри страны потенциальных финансовых потоков, в частности:
внутреннего финансового потока, связанного с восстановлением национальной экономики;
регионального финансового потока стран — участниц программы восточного партнерства с ЕС (Украина, Молдавия, Грузия);
финансового потока стран ЕС на региональные рынки Восточной Европы, связанного с увеличением спроса на местные активы;
финансового потока азиатских стран, которые заинтересованы в движении инвестиций по европейскому вектору, но при этом ищут более лояльные регулятивные и налоговые требования (близость к ЕС, но с более дешевым «входным билетом»);
финансового потока из РФ по причине ограничения каналов доступа на рынки ЕС на фоне бегства бизнес-элит.
Для создания международного финансового центра необходимо либерализовать операции по счету капитала и сформировать модель квазиофшорного внутреннего финансового рынка. А для этого необходимо создать систему льгот для привлечения иностранного капитала и упростить его трансграничное движение. Элементами этой программы могут выступить системы квазиофшорного евро- и долларового рынка Ukrainian Dollar / Euro Market.
Естественно, в нынешнем формате государственного управления все это напоминает «сказки дядюшки Римуса» про «братца опоссума и братца сарыча»… Достаточно вспомнить покупку крупнейшей китайской компанией приватизированного «Украинского банка реконструкции и развития», с помощью которого китайцы планировали запустить в Украине региональный восточноевропейский рынок сырьевых фьючерсных контрактов, для начала на зерно. Как оказалось, за 82 миллиона гривен инвесторы из Поднебесной купили одно название, которое они вообще-то хотели менять… А для запуска проекта нужно получить еще вагон и маленькую тележку разрешений и лицензий, а также кардинальным образом изменить действующее законодательство и нормативную базу.
Так что создание финансового центра на Украине, который мог бы стать «тихой гаванью» для десятков миллиардов долларов из стран СНГ и в первую очередь — РФ, пока лишь «голая идея». Но «идея», способная «генерить» финансовый поток в виде чистой прибыли на уровне 10-15% ВВП. И которая в любом случае будет организована или Казахстаном, или Турцией, или Латвией. Хотя больше всего шансов для этого есть как раз у Украины, учитывая ментальную «смычку» между Востоком и Западом. Но здесь как раз тот случай, когда ноги, может, и могли бы побежать, да вот голова…