— Боснийские лидеры разошлись во мнениях, принимать ли приглашение НАТО.
— Сербы против, бошняки и хорваты за.
В этом году НАТО уже один раз одержала верх над Россией в борьбе за влияние на юге Европы, в прошлом коммунистическом. Теперь альянс на пути к следующему противоборству на месте самых кровопролитных боев в европейской истории начиная со Второй мировой войны.
Приняв в члены адриатическое государство Черногорию, военный альянс облизывается на Боснию и Герцеговину — где в 1995 году НАТО провела свою первую боевую операцию. Хотя вмешательство НАТО и помогло остановить кровопролитие между бошняками, сербами и хорватами, жестокий конфликт, развернувшийся здесь после распада бывшей Югославии, унес, по меньшей мере, 100 тысяч жизней. С тех пор регион постоянно живет в тени нового витка межэтнической напряженности.
На прошедшей неделе трения усилились: министры иностранных дел НАТО перезапустили план действий по подготовке членства, который простаивал целое десятилетие. И если бошняки и хорваты сближение с НАТО поддержали, сербы во главе с лидером Милорадом Додиком, предложение восприняли в штыки.
«Я ни за что не поддержу вступления ни в какой военный союз, будь то НАТО или любой другой», — заявил Додик, представляющий боснийских сербов в трехстороннем Президиуме Боснии и Герцеговины.
Лидер мусульманской общины Шефик Джаферович заявил, что членство в НАТО остается «одной из главных внешнеполитических целей» для всех трех народов Боснии и Герцеговины. Лидер хорватов Желько Комшич также назвал членство в НАТО в числе приоритетов, отметив, что один из бывших сербских членов президиума, Небойша Радманович, в 2009 году поддержал план действий по подготовке членства.
«Тогда Республика Сербская действительно рассматривала вопрос о вступлении в НАТО, мы считали, что нам есть, что обсуждать с альянсом. Однако на сегодняшний день геополитическая ситуация изменилась», — объявил Додик, союзник Владимира Путина.
НАТО рассчитывает на приток новых членов на Балканах — регионе, где альянс обречен враждовать за влияние с Россией. Москва экспансию западного блока в свою бывшую сферу влияния решительно осуждает. Бывшие югославские республики Словения, Хорватия и Черногория в альянс уже вошли. Македония официальное приглашение получила в июле.
Бомбы и смерть
Дейтонское мирное соглашение привело к созданию в Боснии и Герцеговние двух квазигосударств: Республики Сербской и так называемой Федерации Боснии и Герцеговины, состоящей из бошняков и хорватов. Система характеризуется слабой федеральной властью, которую делят все три общины. Она препятствует принятию решений, тормозит экономический рост и мешает достижению политической гармонии: стороны постоянно препираются о самых разных вопросах: от того, как распределять бюджетные средства, до того, какие флаги следует использовать во время официальных мероприятий.
Так, Додик на прошлой неделе покинул встречу в знак протеста против того, что флаг Республики Сербской не подняли наравне с флагом Боснии и Герцеговины. Его демонстративное неприятие сближения с НАТО имеет исторические корни. В ходе войны в Боснии НАТО ответила бомбардировками на нападение боснийских сербов на мусульманский анклав Сребреницу, в ходе которого было убито восемь тысяч мужчин и мальчиков.
Бомбила НАТО и соседнюю Сербию в ходе Косовского конфликта в 1999 году. Белград же с единородцами в Республике Сербской поддерживает тесные связи.
«Мы не имеем права забывать о тысячах бомб и смертей, обрушившихся на Сербию и Республику Сербскую, — заявил Додик в начале года. — Членство в НАТО стало бы унижением для всех сербов без исключения».
Ранее США ввели против Додика, регулярно призывавшего к выходу сербской общины, санкции за подрыв мирных соглашений. Додик также обещал противостоять изменениям в государственном устройстве, принятым под давлением международных чиновников и приведшим к укреплению федеральной власти по сравнению с Дейтонскими соглашениями.
Ключевые мировые игроки также разошлись во мнениях. Ранее в этом месяце российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что НАТО и Европейский союз «наращивают усилия по освоению региона», ставя государства перед «ложным выбором» между Россией и Западом. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс хотел бы заручиться согласием на дополнительные меры, необходимые для возможного членства.
«Принять или не принять предложение, решать Боснии и Герцеговине, — заявил Столтенберг в Брюсселе. — Мы свой шаг сделали».