- Разные страны стремятся воспользоваться преимуществами открытия Арктики для судоходства и разведки.
- Для работы там требуются специализированные ледоколы, у США есть только один корабль такого типа.
- Из-за неудовлетворительного состояния ледокола, Служба береговой охраны США отказалась отправить его на север, опасаясь, что он сломается.
- Различные страны отстаивают свои позиции в борьбе за Арктику, поскольку изменение климата делает ее более пригодной для судоходства и добычи природных ресурсов.
Условия в районах Крайнего Севера по-прежнему суровы и требуют использования специализированных судов. Это остро ощущается в США, главным образом из-за недостаточности их ледокольного потенциала по сравнению с арктическими странами, особенно Россией.
Москва, имеющая крупнейшее в мире арктическое побережье, имеет десятки ледоколов, некоторые пригодны для полярной службы, а другие предназначены для работы в других местах, таких как Балтика.
У США есть всего два ледокола, только один из них тяжелого класса, который может работать в Арктике и Антарктике.
Этому тяжелому ледоколу «Полярная звезда» более 40 лет, и он «цепляется за жизнь», о чем хорошо знал бывший командующий Службы береговой охраны США Пол Цукунфт (Paul Zukunft), когда его попросили отправить «Полярную звезду» на север.
«Когда я был командующим, Совет национальной безопасности обратился ко мне: «Эй, мы должны отправить «Полярную звезду» через Северный морской путь и провести учения по свободе навигации», — сказал Цукунфт, который ушел в отставку в звании адмирала в 2018 году.
«Я тогда сказал, что кораблю уже 40 лет. Мы снимаем для него детали с аналогичного корабля только для того, чтобы эта штука работала, и я не могу гарантировать вам, что у нее не будет катастрофических инженерных поломок в ходе учений по свободе навигации, и я вынужден буду обратиться к России, чтобы вытащить его из опасной зоны. Так что сейчас не время это делать», — сказал Цукунфт.
Ледокол «Полярная звезда» был введен в эксплуатацию в 1976 году и отремонтирован в 2012 году, чтобы продлить срок службы. Это единственный действующий тяжелый ледокол Береговой охраны США, и он может пробивать лед толщиной до 6 метров. («Хили» (Healy), другой ледокол Службы береговой охраны, хотя и новее, но более легкого класса).
Еще один тяжелый ледокол Береговой охраны и аналог «Полярной звезды» — «Полярное море» — были введен в эксплуатацию в том же году, но в 2010 году после неоднократных отказов двигателей был списан. Как сказал Цукунфт, «Полярное море» используется для замены деталей на «Полярной звезде», потому что многие из этих деталей больше не производятся. Когда ремонтники не могут найти нужные детали на «Полярном море», их заказывают на «иБэй» (eBay).
Ежегодно ледокол отправляется на станцию Макмердо в Антарктиде. Во время своей очередного похода в январе корабль столкнулся с меньшим количеством льда, но все еще имел дело с механическими проблемами, включая отказ газовой турбины.
Суровые условия изнашивают «Полярную звезду». Он также уходит в плаванье с годовым запасом провизии на случай серьезной неисправности. Как сказал Цукунфт, «Полярная звезда» «буквально цепляется за жизнь».
Береговая охрана уже давно хочет начать строительство новых ледоколов. В 2016 году Цукунфт заявил, что служба планирует построить три ледокола тяжелого и три среднего класса. Совместно с ВМС США в октябре 2017 года Служба береговой охраны сделала проект запроса на строительство нового ледокола.
Но департамент является одним из нескольких, которые не были профинансированы в 2019 году, и неясно, будут ли выделены деньги на ледокол, поскольку законодатели сосредоточены на других вопросах, таких как стена на границе США и Мексики.
Однако потребность в российских активах для поддержки кораблей США на Крайнем Севере не была бы беспрецедентной.
Отвечая на вопрос, какая инфраструктура необходима в Арктике для поддержки национальной обороны США, Цукунфт подчеркнул, что большая ее часть, как и порты, имеет двойное назначение, поддерживая военные и гражданские операции.
«Но непосредственная потребность сейчас заключается в коммерческих [операциях], и это было доведено до сведения руководства, когда мы не могли доставить топливо в Ном», — сказал Цукунфт, вероятно, говоря об инциденте 2012 года, когда город на Аляске оказался в бедственном положении из-за нехватки топлива. — Тогда мы договорились с Россией об отправке танкера в сопровождении корабля Службы береговой охраны «Хили» для пополнения запасов Нома».