Одной из главных проблем, стоящих перед Воздушными силами Украины, является старение парка авиационной техники. За последние 10 лет вокруг этого сломано немало копий. Время от времени вопрос поднимают и военные, и гражданские эксперты. Вот и буквально на днях в эфире одного из каналов было сделано заявление, которое многие СМИ уже успели вынести чуть ли не в основные заголовки. Речь идет о том, что якобы в проекте концепции развития ВВС Украины на среднесрочную перспективу закладывается возможность приобретения американских истребителей.
Понятно, что к таким громким заявлениям, особенно человека не военного, стоит относиться с большой долей скепсиса — тем более что не так давно с легкой руки этого же специалиста в СМИ был вброшен фейк о якобы подписании закупки партии турецких ударных беспилотников. Причем даже пришлось выступать Министру обороны Украины, чтобы остановить дальнейший вал не очень правдивой информации.
Попробуем и мы разобраться, насколько реальным являются мечты по закупке истребителей американского производства, учитывая реальные возможности нашей экономики.
При этом нельзя не сказать, что мысль такая уж новая — замена парка советских машин на американские F-16 является трендом для большинства восточноевропейских стран. Тут можно говорить о Польше, Румынии, Словакии. Но эти страны входят в НАТО и ЕС, их экономики раньше, чем украинская, прошли непростой процесс трансформации и уже нашли свое место в мировой экономической системе. Поэтому и имеют финансовые возможности для таких масштабных проектов.
Правда, в словацкий контракт входит также закупка 130 управляемых ракет класса «воздух — воздух» (30 — средней дальности Raytheon AIM-120C7 AMRAAM и 100 малой дальности AIM-9X Sidewinder, 394 комплекта управляемых авиационных бомб (224 GBU-12 Paveway II, 20 — GBU-49 Enhanced Paveway II, 150 — GBU-38 JDAM) и шесть подвесных контейнеров целеуказания Lockheed Martin AN/AAQ-33 Sniper. И конечно — наземный тренажер и пакет технической поддержки, запасных частей, наземного оборудования и обучения.
Учитывая, что F-16 это замена прежде всего фронтового истребителя МиГ-29, то нам их нужно не менее 72 — примерно столько их у нас сегодня на вооружении. То есть сумму в 1,6 млрд евро нужно умножить как минимум в пять (!) раз.
Кроме того, стоит учесть, что в случае поставок F-16V речь идет о новых самолетах, которые будут изготавливаться корпорацией Lockheed Martin. Однако есть еще один вариант: покупка самолетов «не первой свежести» — они явно дешевле. По этому пути, кстати, пошла еще одна восточноевропейская страна — Хорватия. Загреб пытается купить 12 подержанных F-16C/D (десять одноместных F-16C и два двухместных F-16D) в Израиле. Причем сумма контракта составляет $493 млн. Но это самолеты постройки 1987-1988 гг. с довольно ограниченным остаточным летным ресурсом, и поэтому сравнивать их по боевой эффективности с последними модификациями этого истребителя довольно сложно.
Отметим также, что судя по вброшенной информации, о других вариантах пополнения парка, кроме американских машин, речь на сегодня не идет — в то же время некоторые другие восточноевропейские страны взяли (или купили) на условиях лизинга гораздо более дешевые шведские «Грипены». Вполне может оказаться, что наши военные и политики рассчитывают на кредит или какой-то другой вариант безвозмездной помощи, который может предоставить только Вашингтон.
То есть к 2025 г. (на минуточку через семь лет) Вооруженные силы должны начать получать новую технику. В этом разрезе абсолютно понятно, что единственный разработчик авиационной техники АНТК «Антонов» просто не успеет «выкатить» свой собственный истребитель. Мало времени, нет опыта и, главное, финансирования. Ведь разрабатывать и запускать в производство надо современный самолет как минимум класса «4+» — любой другой покупать никто не будет (при крайне ограниченном внутреннем заказе пытаться делать отечественный истребитель можно только с прицелом на экспорт). А такая разработка обойдется, судя по американскому или российскому опыту, в колоссальную сумму — от $26 до 40 млрд. Такие траты может себе позволить только очень экономически развитое государство — а Украина, которая с трудом сводит концы с концами, увы, к ним точно не относится.
Еще одним вариантом полного использования нашего авиационного потенциала может быть развертывание лицензионного производства более или менее современного универсального самолета с максимально возможной отечественной локализацией.
В свое время рассматривался (по крайней мере, в печати) проект разворачивания лицензионной сборки легких штурмовиков (учебно-боевых самолетов) Hongdu L-15 Falcon производства китайской компании Hongdu Aviation Industry Corporation. Большим плюсом таких машин является то, что на них стоят двигатели отечественного производства АИ-222К-25Ф.
Еще одним интересным вариантом может быть лицензионная сборка легкого истребителя T-50 Golden Eagle, разработанного южнокорейской компанией KAI (изначально Samsung Aerospace). Конечно, до возможностей того же МиГ-29 этой машине далеко, однако и Воздушные Силы Украины после 2014 г. имеют совершенно другие задачи. Как показала война на Донбассе, нам не хватает именно легкой авиатехники — Су-24 и Су-27 с их стратегическими задачами и очень дорогой эксплуатацией оказались избыточными.
Таким образом, стоит отметить, что пока приемлемого варианта дальнейшего развития наших воздушных сил на сегодняшний день не просматривается. Слишком уж скромный бюджет в стране для решения такой, ну уж очень масштабной задачи.