Не проходит и дня, чтобы Москва не обвиняла Вашингтон в стремлении разделить Сирию через поддержку создания независимого курдского образования, сохранение военного присутствия на северо-востоке Сирии, а также подготовку и оснащение арабских и курдских формирований с этой целью. Тем временем именно Москва была первой, кто поддержал федерализм в Сирии и представил соответствующую новую конституцию, а ее отношения с сирийским курдским движением ни для кого не секрет.
Что в действительности беспокоит Москву, так это идея постоянного военного присутствия Соединенных Штатов в регионе и твёрдая решимость Вашингтона нивелировать успехи, достигнутые российской политикой в Сирии, даже если это делается постепенно или приводит к эскалации напряженности и прокси-войнам на некоторых открытых фронтах в этой стране.
Вашингтон, который против своего желания принял идею развития треков в Астане и Сочи, исчерпав свои возможности найти политическое решение сирийского кризиса, неизменно создавал препятствия на данном направлении. Недавним свидетельством этого стало «последнее предупреждение» спецпредставителя США по Сирии Джеймса Джеффри, в котором он призывает участников трека создать конституционный комитет, намекая на возвращение к женевскому процессу, о котором, однако, упоминают лишь в контексте разногласий.
Если развитие сирийского кризиса перешло на этап «игнорирования» России и ее дистанцирования от процесса урегулирования и переговорных площадок, то один из приоритетов работы спецпредставителя США по Сирии заключается как раз в том, чтобы преградить Москве путь к участию в урегулировании конфликта в этой стране и запустить трек «небольшой группы», которая напоминает Группу друзей Сирии. Это всегда происходит в рамках нового уравнения: в Сирии нет решения без России, но также нет решения и под ее руководством.
Трио в Астане через «плотину отговорок» завершило подготовку списков кандидатов в члены конституционного комитета до последнего брифинга спецпредставителя генерального секретаря ООН Стаффана де Мистуры, которого заменит Педерсен, и страны-гаранты могут преуспеть в продвижении политического курса для Сирии, а могут и потерпеть провал. Однако для них гораздо важнее то, что делают Соединенные Штаты на земле, поскольку это подрывает влияние каждой из трех сторон и нивелирует их достижения.
В то же время Израилю, судя по всему, не остаётся ничего другого, кроме как добиваться ослабления иранского влияния в Сирии, будь то путем прямых военных операций, или через предостережения относительно тоннелей «Хезболлы» на юге Ливана. Сокращение влияния Турции на севере Сирии выдвинуло вперёд курдские формирования в лице Сирийских демократических сил, которых поддерживают арабские племенные ополчения. В последнее время на фоне растущих разногласий между Турцией и рядом стран по многим вопросам они вновь стали проявлять интерес к финансированию и обучению курдских сил.
Турция понимает, что ее территориальная целостность и национальная безопасность теперь стали мишенью США. Несмотря на все их обещания, терпение Анкары уже на грани. Хотя она и стремились избежать любых столкновений с американскими силами в Манбидже и районах к востоку от Евфрата, Турция способна разжечь прокси-войну против союзников Соединенных Штатов, в частности, Отрядов народной обороны, и мобилизовала с этой целью сирийские оппозиционные фракции. Сегодня они базируются недалеко от границы в результате серии примирений в Гуте, Дамаске, Деръа и Кунейтре.
Можно заключить, что Вашингтон, который обвиняется в отсутствии у него конкретной политики в отношении Сирии, день за днём доказывает, что намерен помешать всем остальным проводить такую политику, даже если это требует поддержания открытых фронтов. Также он играет такими вопросами, как проблема беженцев и реконструкция в Сирии.