Если бы кому-то пришло в голову создать комнату ужасов для современных россиян, он мог бы поместить в ней на самом видном месте Наполеона Бонапарта, Микки Мауса и Константинопольского патриарха Варфоломея I. Прислушавшись к критике, с которой в последнее время российская пресса обрушивается на все западное, можно заметить, что именно эти фигуры считаются главной угрозой для русского духа (Вселенский патриарх недавно предал Восток и перешел на сторону Запада, о чем пойдет речь ниже). Чувства, которые россияне питают к загранице, начинают все больше напоминать эмоции, с которыми мы, пожалуй, встречались лишь в Северной Корее. «Почему они все так сильно нас ненавидят?» — задаются риторическим вопросом жители России и вносят в список врагов очередные фамилии.
Предатель православия
Вначале разберемся, что в российском дискурсе означает понятие «Запад». Существует настоящая Европа, а Россия — это ее часть и, как говорят осторожные комментаторы, один из ее создателей. Согласно более смелым мнениям, российское государство, выступая наследником Рима, само создало Европу и оставило другим народам, а те ее уничтожили. Результат сотен лет разрушительной деятельности Запада таков: европейцы свернули с праведного пути, а жидобандеровская Гейропа вступила в сговор с укрофашистами.
До недавнего времени бастионом истинных европейских ценностей могло считаться православие, базирующееся на византийской традиции. Однако после того как в сентябре Вселенский патриархат начал процедуру предоставления автокефалии Украинской церкви (то есть выдвинутому форпосту Запада), эта нить оборвалась, а сам патриарх Варфоломей I заслужил эпитет как минимум глупого интригана и разрушителя Церкви. Европы нет уже даже в Стамбуле! Никто больше не разделяет взгляда России на наш континент.
Однако живущий в Турции пожилой патриарх, увенчанной митрой из парчи и высокой духовности, это еще не самая экзотичная фигура в списке врагов России. Много десятилетий подряд воспитанники детских садов в Брянске приходили на новогодний бал с Дедом Морозом (который пока остается другом россиян) в костюмах популярных сказочных героев. В этом году заблаговременно, за месяц до мероприятия, нарядами занялась патриотическая цензура. Дети должны расти в пространстве, где на первое место ставятся национальные ценности, заявил депутат Виталий Милонов, зарекомендовавший себя как борец с западной поп-культурой. Государство, в котором на первом месте стоят национальные ценности, создаст в детских садах специальное распоряжение, запрещающее родителям наряжать своих детей в костюмы Человека-паука, Супермена, Бэтмена или Микки Мауса. Пример с брянских педагогов взяли другие российские города, где появились аналогичные распоряжения.
Канта — на Соловки!
Несколькими этажами выше образовательной программы провинциальных детских садов находится предложение вузам, в том числе таким безответственным учреждениям, как Университет имени Иммануила Канта в Калининграде, который уже одним своим названием распространяет как минимум опасные взгляды.
«Студенты! Хватит предавать родину! Вы учитесь в стенах, носящих имя врага! Откреститесь православным крестом от этого вражьего имени, от немца, народ которого принес нам так много бед. Кант предал Русскую Землю, которая приняла его, так откажитесь от его поганого имени, требуйте от руководства отказаться от него! Срывайте таблички, вымарывайте чужое имя из своих документов. Покажите себя русскими людьми, а не выродками, забывшими свое отечество! Позор предателям! Позор Канту! Слава Руси!». Сотни листовок с таким воззванием пару недель назад появились в калининградском вузе.
В ответ на эту акцию студент по фамилии Шипилов, руководствуясь идеей о звездном небе и моральном законе, попытался при помощи социальных сетей организовать пикет в защиту Канта. Это закончилось допросом в полиции по подозрению в экстремизме. Получается, что умершего 200 лет назад философа поставили в один ряд с такими экстремистскими идолами, как Усама бен Ладен.
К дискуссии о лишении Канта чести выступать покровителем российского вуза подключилась московская пресса. В оппозиционных изданиях писали, что отказ от имени Канта будет позором, сравнимым с разрушением по приказу Брежнева единственного уцелевшего в Калининграде после британских бомбардировок памятника архитектуры — замка крестоносцев. Официальные СМИ заглушили этот голос, превознося значение сноса замка как акта стирания с русской земли следов тевтонской псевдокультуры. Изгнание Канта в таком контексте должно стать последним штрихом в святом акте уничтожения.
Споры о смене покровителя вуза продолжаются, но их результат, пожалуй, известен заранее. Против Канта выступают истинные патриоты, число которых в Калининграде неуклонно увеличивается с тех пор, как была приостановлена программа малого приграничного движения с Польшей, ведь жители города лишились возможности регулярно убеждаться в том, что мир выглядит несколько иначе, чем показывают московские телеканалы. Среди противников философа оказалась также часть сотрудников самого университета, а оставить его в покое призывают лишь какие-то подозрительные диссиденты-гуманисты, находящиеся, как пишет пресса, на содержании у немцев. От старика Иммануила дистанцируются даже коммунисты, которые когда-то видели в нем предшественника Гегеля, то есть практически прародителя марксизма.
Спор сопровождался осквернением стоящего у университета памятника философу и его могилы, так что, возможно, сам Кант уже переворачивается в гробу. Новый смысл в этом контексте приобретает известный диалог поэта Ивана Бездомного с Воландом. «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!», — предлагал первый. «Отправить его на Соловки невозможно по той причине, что он уже с лишком сто лет пребывает в местах, значительно более отдаленных, чем Соловки, и извлечь его оттуда никоим образом нельзя», — парировал второй. В современной России, как мы видим, можно провернуть и такой маневр.
Пятьсот лет русофобии
В российском списке врагов нашлось место не только для Канта и Микки Мауса, но и для французского императора. Широкий отклик на пространстве от Смоленска до Владивостока нашли выступления писателя и публициста Николая Старикова, который ввел в общественную дискуссию тему репараций за наполеоновские войны.
Наполеоновская армия состояла из представителей разных народов Западной Европы, так что Россия могла бы предъявить претензии не только Франции, но и другим членам Евросоюза. Почему мы постоянно оправдываемся? Нам пора действовать решительнее! — призывает он.
В осажденной крепости много комнат. Если кто-то уже вырос из дошкольного возраста, но (пока) не попал в университет имени Канта, он может воспользоваться, например, предложением фонда «Содействие беспризорным», который опекает неблагополучную молодежь. На соревнованиях по стрельбе в Екатеринбурге организация поместила на мишени портрет американского генерала и военного аналитика Роберта Скейлза (Robert Scales), снабженный надписью: «Враг русского народа». Глава Фонда Ашурбек Манасов расхваливал использованный реквизит: «Мы хотим, чтобы дети знали, что у России есть не только друзья, но и очень много врагов. Надо быть готовым защитить свою родину».
«Кингсайз» для каждого
Как показал опрос общественного мнения, который в конце ноября провел уважаемый в мире «Левада-центр», 42% россиян считают, что их страна движется по неверному пути, 47% респондентов придерживаются противоположного мнения, при этом деятельность Путина не одобряет только каждый третий опрошенный (для сравнения: негативную оценку деятельности премьера Медведева дают две трети россиян). Результаты исследования демонстрируют своеобразный патриотический парадокс. Казалось бы, за все ниточки в России дергает Путин, но как соотнести с этим фактом то, что две трети россиян одобряют политику президента, а довольными ей остается меньше 50% граждан?
Параллельно с ростом недовольства ситуацией в стране (или ростом числа людей, одобряющих политику Путина) из года в год увеличивается количество тех, кто предпочитает следить за обоими этими явлениями издалека. По данным опросов исследовательской компании «Ромир», уехать из России навсегда готов каждый восьмой совершеннолетний россиянин. В первую очередь такие настроения наблюдаются среди молодежи: в возрастной группе 18-24 лет к эмиграции (или, как сейчас все чаще говорят, «эвакуации») готов почти каждый третий респондент.
Режим считает, что бегство крыс с его надежного корабля может привести к появлению в обществе пораженческих настроений, и регулярно пугает своих слуг наказаниями за одно только владение счетами или недвижимостью за границей. Однако некоторые, как показала недавняя история с заместителем генерального директора телеканала «Россия» Сергеем Брилевым, считают, что они «равнее других».
Занимавшийся раньше преимущественно расследованиями коррупционных преступлений Алексей Навальный приобрел новую специализацию: сейчас он разоблачает певцов режима, которые, напоминая отрицательных героев фильма Махульского (Juliusz Machulski) «Кингсайз» (сатирическая комедия, действие которой разворачивается в тоталитарном государстве, построенном гномами, — прим.пер.), славят на работе Путина, но одновременно стараются устроить себе жизнь вдали от разваливающейся системы здравоохранения, смога и магазинов, торгующих «антисанкционными» муляжами сыра и фруктов.
Рассказав об итальянской даче одного из самых известных телевизионных публицистов Владимира Соловьева и продемонстрировав парижские владения его коллеги Арама Габрелянова, Навальный взялся за Брилева, который известен не только как человек, занимающий руководящую должность на телеканале, но и как один из создателей еженедельного субботнего шоу о величии Путина и загнивании Европы. Что же выяснилось? Оказалось, что Брилев, помимо квартиры в Лондоне, обзавелся паспортом подданного ее королевского величества, что, как считает Навальный, свидетельствует о лицемерии пропагандиста, с уст которого не сходят дифирамбы Путину и упреки в адрес Запада. Кроме того, журналист нарушил закон: Брилев входит в состав общественных советов при госорганах, хотя лицам, владеющим гражданством других стран, делать это запрещено.
На то, чтобы переварить этот скандал, Кремлю понадобилось время. Навальный опубликовал документы, свидетельствующие о том, что у Брилева есть британское гражданство, 22 ноября, а пресс-секретарь Кремля сделал заявление, объясняющее, как следует расценивать инцидент, только 3 декабря. Нарушил ли Брилев закон, будут решать конкретные министры, но его пример показал нам всем, что можно быть британским подданным и оставаться при этом патриотом России, подчеркнул Дмитрий Песков.
***
В диссонанс со скандалами и попытками стереть все следы Запада в России вступает мнение одного из интеллектуальных лидеров российской диаспоры — писателя и художника Максима Кантора. Европа, по его мнению, действительно, загнивает, но происходит так потому, что она с начала 1990-х впустила к себе миллионы россиян: рабов и их господ. Она польстилась на деньги олигархов, а в итоге не смогла привить России идеалов свободы.
Этим словам созвучна последняя фраза романа «Идиот» Достоевского, которую писатель вложил в уста Лизаветы Прокофьевны Епанчиной: "Все это и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа — все это одна фантазия, и все мы за границей — одна фантазия"…