Сенатский комитет по разведке намерен опубликовать в понедельник два доклада, в которых детально рассказывается о масштабной российской кампании в соцсетях, проводившейся с целью посеять разногласия в Соединенных Штатах.
Эти доклады, подготовленные по поручению комитета, составлены на основе массивов данных, переданных в сенат компаниями «Фейсбук», «Твиттер» и «Гугл». Они повествуют о российской кампании влияния на президентские выборы в США в 2016 году и об американской политике в целом. Многие из этих данных ранее не разглашались.
Исследователи проанализировали более 10 миллионов твитов, 116 тысяч постов в Инстаграме, 61 тысячу постов в Фейсбуке и одну тысячу видео, размещенных связанной с российским государством фабрикой троллей под названием «Агентство интернет-исследований», которой в этом году предъявил обвинение специальный прокурор Роберт Мюллер.
Вербовка «агентов»
Си-Эн-Эн получила один из этих докладов до его публикации. Он был подготовлен фирмой «Нью Нолидж» (New Knowledge), которая отслеживает дезинформацию в онлайне. Эта фирма выяснила, что «Агентство интернет-исследований» не ограничивалось цифровой сферой деятельности и регулярно старалось подключать ничего не подозревающих американцев к выполнению задач не в виртуальном, а в реальном мире, а также пыталось получать их персональные данные. Си-Эн-Эн и прочие СМИ ранее уже сообщали о таких действиях, но не вся информация, включенная в доклад «Нью Нолидж», была известна общественности.
В одном из случаев это агентство, действуя через свою страничку под названием «Армия Иисуса», предлагало «бесплатные консультации людям с сексуальной зависимостью».
Такая услуга по предоставлению липовых консультаций создавала возможность для шантажа или для манипулирования людьми, которые соглашались на такого рода консультации, сообщается в докладе. «Вербовка человека за счет использования его личных слабостей и уязвимостей, которые он обычно хранит в тайне из чувства стыда, либо опасаясь личного или финансового ущерба в случае изобличения — это извечный прием в разведке», — говорится в докладе.
Фирма «Нью Нолидж» отмечает, что ей неизвестно, прибегал ли кто-нибудь к этой бесплатной услуге.
Ранее Си-Эн-Эн сообщала, что «Агентство интернет-исследований» вовлекало ничего не подозревающих американцев в деятельность по координации протестов в США. В одном из случаев оно даже заплатило человеку, построившему клетку для митинга с требованием посадить в тюрьму Хиллари Клинтон.
Переход на Инстаграм
В докладе говорится, что в рамках кампании использовались все ведущие социальные сети. Однако «Нью Нолидж» выяснила, что в 2017 году, когда следователи и репортеры начали обнаруживать следы российской кампании в соцсетях Фейсбук и Твиттер, которые использовались чаще всего, «„Агентство интернет-исследований" переключило основную часть своей деятельности на Инстаграм».
Внимание к принадлежащему компании «Фейсбук» Инстаграму, где тоже распространялась дезинформация, было привлечено в гораздо меньшей степени, чем к двум первым платформам.
«Наиболее активно „Агентство интернет-исследований" нацелилось в Фейсбуке и Инстаграме на общины чернокожих американцев, пытаясь воздействовать на эту аудиторию и вербовать афроамериканцев в качестве агентов», — отмечается в докладе.
Викиликс и местные новости
«Нью Нолидж» выяснила, что «Агентство интернет-исследований» прилагало немало усилий к тому, чтобы подорвать доверие к ведущим средствам массовой информации в США, «превознося достоинства Викиликс и Джулиана Ассанжа».
Как отмечается в докладе, 4 октября 2016 года на страничках «Агентства интернет-исследований» появилось небольшое количество постов, в которых Ассанжа называли «борцом за свободу». Это были первые посты агентства об Ассанже за месяц. 7 октября сайт Викиликс опубликовал украденную электронную переписку председателя штаба Клинтон Джона Подесты.
Взлом почты осуществила российская военная разведка ГРУ, о чем говорится в опубликованном в этом году обвинительном заключении специального прокурора Роберта Мюллера.
«Нью Нолидж» отмечает, что хотя у нее нет убедительных доказательств, «вполне возможно, что „Агентству интернет-исследований" была поставлена задача установить контакт между Викиликс и аудиторией правого и левого толка с учетом того, что ГРУ с Викиликс причастны к взлому почты Национального комитета Демократической партии».
Кроме того, исследователи выяснили, что у 44 аккаунтов в Твиттере, действовавших под видом связанных с США новостных организаций, появилось более 600 тысяч подписчиков. В докладе отмечается, что многие из этих фальшивых организаций выставляли себя местными публикациями, и что агентство могло выстроить эту стратегию на базе собственного анализа, показывающего, что местным СМИ американцы доверяют больше, чем общенациональным.
Поддерживая Трампа, воздействуя на избирателей
В докладе отмечается, что «Агентство интернет-исследований» сосредоточило свои основные усилия на поддержке кандидатуры Дональда Трампа и на ослаблении позиций Клинтон. В частности, оно делало это за счет привлечения голосов к Берни Сандерсу и Джилл Стайн на заключительном этапе избирательного цикла.
«Нью Нолидж» сообщает, что в преддверии всеобщих выборов агентство «начало применять тактику воздействия на избирателей в аккаунтах, нацеленных на чернокожих, одновременно с этим нагнетая истерию в аккаунтах, ориентированных на правых. Оно рассказывало об обмане избирателей, зловеще предупреждая о том, что выборы могут быть украдены, и что могут понадобиться силовые меры».
Утром в день выборов с аккаунта агентства @racist_paul были разосланы «десятки твитов с угрозами в адрес репортеров-евреев и (реальных) пользователей Твиттера, в которых говорилось о том, что Трамп „растапливает для них печи"».
Кремниевая долина
В докладе звучит критика по поводу сотрудничества компаний соцсетей с сенатским комитетом. Проанализировав данные, представленные гигантами информационных технологий в комитет, «Нью Нолидж» сделала заключение о том, что эти компании в ответ на просьбу комитета предоставили «абсолютный минимум» данных. Фирма сообщила законодателям, что российских аккаунтов может быть больше, чем было обнаружено.
Представитель «Гугл» заявил, что его компания оставит доклад без комментариев, однако указал на те шаги, которые она предприняла после 2016 года в рамках борьбы с дезинформацией. Пресс-секретарь «Твиттер» рассказал Си-Эн-Эн, что его компания проделала существенную работу по предотвращению манипуляций на своем сервисе.
«Основное внимание мы уделяем оздоровлению общественной дискуссии на нашей платформе, а защита неприкосновенности выборов является важным аспектом этой работы, — заявил пресс-секретарь. — После 2016 года мы проделали существенную работу по противодействию манипуляциям на нашем сервисе. В октябре мы обнародовали данные в дополнение к ранее раскрытой информации, чтобы помочь независимым научным исследованиям и следствию».
Пресс-секретарь «Фейсбук» в своем заявлении отметил, что компания сотрудничает с представителями власти, которые расследуют деятельность России, связанную с выборами 2016 года. «Мы представили в сенатский комитет по разведке тысячи объявлений и прочих материалов для проведения анализа и поделились с общественностью информацией о том, что нам удалось узнать. С тех пор мы добились немалых успехов в предотвращении вмешательства в работу наших сетей во время выборов», — заявил пресс-секретарь.
Второй доклад
По заявке комитета был подготовлен и второй доклад. Используя те же самые данные, его авторы пришли к выводу, что «Агентство интернет-исследований» активно действовало во всех социальных сетях, пытаясь помочь Трампу одержать победу. Детали этого доклада, составленного фирмой сетевого анализа из Оксфордского университета «Проект компьютерной пропаганды и графика» (Computational Propaganda Project and Graphika), впервые были изложены в воскресенье на страницах «Вашингтон пост».