Владивосток, стратегически важный город на побережье Тихого океана, теперь стал еще и столицей российского Дальнего Востока. Рост политического статуса города имел, однако, причины тактического характера.
Это выглядело очень трогательно: Владимир Путин и Си Цзиньпин в фартуках позировали фотографам у плиты и со сковородами в руках. Двое могущественных лидеров пекли блины, которые позже были поданы к столу с икрой. Это происходило в сентябре во Владивостоке, где в те дни состоялся международный экономический форум. Перенос столицы Дальнего Востока именно туда буквально напрашивался, потому что в Москве рассматривают этот город, удаленный от нее на 9 тысяч километров, как стратегический форпост на Тихом океане, по соседству с Китаем, Японией и Северной Кореей.
Теперь Владивосток «повышен в должности», он стал новой столицей Дальнего Востока — крупнейшего по территории из восьми федеральных округов России. Его площадь в полтора раза превышает площадь всего Европейского союза. Указ о переносе Путин подписал в четверг. Таким образом, Владивосток сменил в качестве столицы симпатичный Хабаровск на берегах Амура.
С инициативой по переносу столицы Дальнего Востока в октябре выступил Олег Кожемяко, незадолго до этого назначенный исполняющим обязанности Приморского края, входящего в Дальневосточный федеральный округ. Кожемяко, конечно, не скрывал радости от того, что президент так быстро одобрил его предложение. «Владивосток достоин этого. Это справедливое и правильное решение», — сказал он, добавив, что на протяжении всей своей истории город был центром русского Дальнего Востока.
Смена столицы займет около двух месяцев и будет, по меркам российской бюрократии, весьма стремительной. Определенную роль, по крайней мере в момент принятия решения, могли сыграть выборы губернатора в Приморье, которые в минувшее воскресенье состоялись уже во второй раз. Одним из четырех кандидатов был тот самый Олег Кожемяко, предложивший перенести столицу во Владивосток. Жители, вероятно, оценили это и проголосовали за него. Официально Кожемяко выступал в качестве независимого кандидата, однако он — член правящей партии «Единая Россия».
Перед Кожемяко стоит задача заставить забыть об унизительных для Кремля результатах выборов в сентябре, когда провалился его кандидат — действовавший на тот момент губернатор Андрей Тарасенко. Он проявлял лояльность к Москве и поддержал инициированную правительством пенсионную реформу. Тогда произошло нечто удивительное: при подсчете результатов голосования во втором туре он долго проигрывал кандидату от КПРФ, но в итоге одержал победу.
Тут же заговорили о подтасовке результатов, люди выходили на акции протеста. В конце концов, результаты были аннулированы, и назначили перевыборы, на этот раз с участием других кандидатов, одним из которых стал Кожемяко. Многие российские политологи в связи с этим подчеркнули, насколько важно было это голосование. Как для Кожемяко, так и для далекой Москвы. Ведь он участвовал в выборах, пользуясь поддержкой сразу двух столиц.