Если говорить об инциденте в Керченском проливе, прежде всего, стоит напомнить, что Россия захватила Крым.
Напомню, что и в международном праве, и в договоре о сотрудничестве между странами, прописано, что Крым оставался в Украине. И ни в конституции Украины, и ни в конституции России переход Крыма к России не предусматривается. Поэтому, захватив Крым, Россия нарушила все международные права.
Подчеркну, если говорить о принципах, то международные договора, если они ратифицированы, имеют приоритет над национальным законодательством и России, и Украины. Напомню, что этот договор был ратифицирован между Крымом, Россией, Украиной и парламентами. Поэтому здесь нарушены основные принципы. И соответственно, все остальные действия на территории Крыма и в акватории Азовского и Черного морей, если они считают их своей территорией, нелегитимны. И никакие другие действия не могут считаться легитимными, потому что они нарушают как основоположные принципы международного права, так и конкретный договор, заключенный между странами, который не позволял России присоединять территории без согласия Верховной Рады Украины, и, без волеизъявления украинцев, а не только крымчан.
Так что в данной ситуации правовых оснований для задержания моряков не было. Украинцы действовали в рамках международного законодательства. Если говорить об акватории Азовского моря для их задержания тем более не было оснований, поскольку по договору, заключенному в 2003 году, море является общего пользования, и никто не имеет право друг друга останавливать. Непонятно, почему Россия вдруг решила кого-то задерживать? То, что Россия приняла решение о том, что это ее якобы территория, это ее одностороння позиция.
Резюмируя, стоит отметить то, чтобы не говорило российское руководство о правомерности действий своих пограничников, Россия в данном случае нарушила все, что могла.
Николай Маломуж, генерал, экс-глава внешней разведки Украины.