Китай осуществляет проект, нацеленный на усиление своего влияния на Земле. И не делает из этого какого-либо секрета. Си Цзиньпин, руководители правительства и Коммунистической партии неустанно повторяют это молодому поколению, где бы его представители ни находились, с тем, чтобы они восприняли эту мысль. С одними странами Китай конфликтует, с другими заключает союзы, его присутствие ощущается во всех уголках земного шара, он заявляет о себе как крупный игрок.
Укрепить свое могущество, стать одним из лучших, быть примером для других государств — это совсем не то же самое, что пытаться экспортировать собственную модель развития. Как считает Рана Миттер (Rana Mitter), ведущий эксперт Оксфордского университета по проблемам Китая, Си Цзиньпин никогда не намеревался перенести китайскую модель в другие страны, а скорее наоборот, продемонстрировать ее миру в процессе развития в качестве примера, не навязывая при этом насильно.
Именно это стремление к величию заставило китайское руководство заключить союз с Россией. Всего лишь несколько месяцев тому назад, в крупных китайских городах широко праздновалось 200-летие со дня рождения Карла Маркса. Распоряжение поступило с самого верха. В директиве ничего не говорилось об основополагающих принципах марксизма, классовой борьбе и опасности, исходящей от капитализма. Ее авторы призывали людей быть мужественными и стойкими, способными противостоять империализму Запада.
Сегодня Россия и Китай вместе составляют противовес США, хотя способы их противодействия различаются. Одна страна использует с этой целью свою военную мощь, другая — экономическую. Кто-то вспоминал в эти дни мудрую поговорку «враг моего врага — мой друг», и именно неприязнь России и Китая по отношению к США способствует их сближению в опасном симбиозе.
В таких условиях не стоит удивляться тому, что Китай хочет иметь определяющее экономическое влияние в Латинской Америке, традиционной сфере интересов США, ее задворках. Со странами этого континента заключены десятки соглашений о сотрудничестве в самых различных областях. Не стоит удивляться тому, что и Россия стремится развернуть на севере Южной Америки, на венесуэльской территории свои военные базы, чтобы держать под прицелом Вашингтон.
Вот такие игры разворачиваются в наше время на глобальной шахматной доске.