Аналитика. Россию наказывают за Скрипаля, а Саудовской Аравии сошел с рук Хашогги. Это русофобия — Россия вечно от нее страдает, сказал Владимир Путин на своей ежегодной пресс-конференции в Москве.
Свою гигантскую пресс-конференцию Путин устраивал в четырнадцатый раз, на нее аккредитовались более 1,7 тысячи журналистов. Это рекорд, по словам государственных российских телеканалов.
Они так и в прошлом году говорили. И два года назад.
Грандиозная пресс-конференция Путина — шоу, которое отшлифовывалось и улучшалось годами. Нынешнее можно назвать представлением в первую очередь для домашней публики. На ней мало говорилось о внешней политике, зато очень много — о внутренней. Большая часть журналистов в зале была из региональных СМИ, и им же позволили задать больше всего вопросов.
Военная академия, которой угрожает закрытие в Волгограде. Больной мальчик из Иркутска, которому нужно лечение. Приглашения посетить родные места журналистов.
А также жалобы на коррупцию и некомпетентных чиновников. Для многих региональных СМИ пресс-конференция Путина — единственная возможность привлечь внимание к локальным проблемам.
Международную политику Путин прокомментировал как обычно — обвинил критиков в двойной морали и русофобии.
«Хашогги мертв, Скрипаль жив. Но случай с Хашогги не привел ни к каким санкциям. А нас подвергают санкциям из-за русофобии», — сказал он.
Путин также воспользовался случаем и дал французскому президенту Эммануэлю Макрону хороший совет по поводу демонстраций желтых жилетов во Франции.
«Французское правительство некорректно реагирует на протесты. Правительство сознательно пошло на повышение цен на бензин. Это их политика, они хотят сделать ставку на возобновляемые источники энергии за счет сгораемого топлива. Людям не нравится, что их вынуждают оплачивать счет. В России тоже бензин стал дороже, по совсем другим причинам. Но российское правительство позаботилось о том, чтобы сдержать рост цен».
На вопрос о том, насколько много вреда России принесли международные санкции, Путин ответил в своей обычной манере:
«На протяжении всей истории Россия жила под теми или иными санкциями. Это потому, что Россия становится сильнее и могущественнее. С Россией вынуждены считаться, но не хотят этого делать», — сказал Путин.
Украинский журналист спросил, сколько денег Кремль потратил на то, чтобы оккупировать Донбасс. Россия поддерживает тамошних сепаратистов оружием и людьми.
«Кто начал экономическую блокаду Донбасса? Россия? Нет. Это была Украина, они начали блокаду территории, которую называют своей. Они стреляют в собственных граждан. Мы помогаем этим людям, и продолжим это делать. Все попытки решить вопрос насильственными методами обречены на провал», — ответил Путин.
«Новой газете» позволили задать вопрос о трех журналистах, которых убили в Центральной Африке, где они собирались больше узнать о частной компании «Вагнер», поставляющей наемных солдат. Она принадлежит другу Путина Евгению Пригожину.
«Как я понял, ваши коллеги поехали в Африку как туристы. Они ничего не сообщили местным властям. Судя по всему, их убила какая-то вооруженная группировка. Расследование ведется. Я хочу выразить соболезнования вашей редакции», — ответил Путин.
На очень горячий вопрос о пенсионной реформе — единственный, который сильно снизил рейтинг Путина в последние четыре года — Путин ответил, что у него не было выбора.
«Количество работающих людей в России все время уменьшается. Нам в любом случае пришлось бы повышать пенсионный возраст через несколько лет. Сейчас мы можем сделать это постепенно. Я прекрасно понимал, как люди будут реагировать на реформу, был готов к этой критике. Если бы я не был уверен, что это неизбежно, я бы этого никогда не сделал», — ответил Путин.
Пресс-конференция шла три часа 46 минут. Рекорд по времени был в 2008 году и составил четыре часа 40 минут.