Когда в ходе недавнего интервью я спросил никарагуанского президента, что он испытывает, когда его называют диктатором, он пожал плечами и невозмутимо ответил: «Я научился не обращать внимания на ложь». Тем не менее, его недавние действия, направленные на ущемление свободы прессы в Никарагуа, указывают, что те, кто его называют диктатором, вовсе не лгут.
14 декабря полицейские ворвались в офисное помещение самого известного независимого никарагуанского журналиста Карлоса Фернандо Чаморро (Carlos Fernando Chamorro), издателя еженедельника «Конфиденсиаль» (Confidencial) и ведущего телепрограммы «Эста Семана» (Esta Semana). Полиция ворвалась в здание, не имея судебного постановления, забрала компьютеры и частные документы, — сказал Чаморро.
«Они все еще находятся в здании, — сказал мне Чаморро через несколько дней после обыска. — Это была противозаконная акция, нарушившая принципы свободы прессы, неприкосновенности частной собственности и свободного предпринимательства».
Помимо офисных помещений Чаморро, полиция заняла ряд зданий неправительственных организаций, в частности, Никарагуанского центра прав человека. Большинство из них принадлежит объединениям, возвысившим свой голос протеста против жестокого подавления антиправительственных выступлений, в результате которого, начиная с апреля, погибли более 325 человек.
Протестующие требовали отставки Ортеги, находящегося у власти с 2007 года и сосредоточившего в своих руках почти неограниченные полномочия. Его недавние выборы прошли в венесуэльском духе, с использованием самых разных юридических уловок и административного ресурса.
Новая волна репрессий против независимых институтов усугубит политический и экономический кризис в Никарагуа.
Вопреки заявлению, сделанному Ортегой 28 июля во время интервью в его резиденции в Манагуа, о том, что экономика страны взяла курс на полную «нормализацию», Никарагуа полным ходом движется к экономическому краху.
Согласно Фонду экономического и социального развития Никарагуа (FUNIDES), частной неправительственной организации, экономика страны, рост которой, согласно прогнозам, сделанным до апрельских протестов, должен был составить 5% годовых, завершит 2018 год с отрицательным ростом —4%. В 2019 году ожидается дальнейший спад экономики, а отрицательный рост составит от —7% до —10%.
Президент FUNIDES Хуан Себастьян Чаморро (Juan Sebastián Chamorro) сказал мне, что последние санкции, введенные администрацией Трампа в отношении Никарагуа, ускорят экономический крах страны.
Помимо адресных санкций США в отношении высокопоставленных должностных лиц Никарагуа, в начале этого месяца Конгресс США принял законопроект под названием «Ника Акт» («Nica Act»), который должен перекрыть кредитование Никарагуа со стороны международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк и Межамериканский банк развития. Ожидается, что Трамп вскоре подпишет законопроект.
Никарагуанское бизнес-сообщество, которое до недавнего прошлого негласно поддерживало Ортегу и выступало против американских санкций, сейчас их поддерживает. Все большее число предпринимателей сейчас согласны с тем, что, пока США не надавят на Ортегу с тем, чтобы он сел за стол переговоров с оппозицией, он будет цепляться за власть в течение бесконечного времени, и страна не выйдет из кризиса.
«Никарагуа в корне отличается от Венесуэлы. У нас не нефти, нам нужны иностранные кредиты и частные инвестиции», — сказал мне президент FUNIDES Хуан Себастьян Чаморро, добавив при этом, что внешнее давление может вызвать усиление внутреннего давления на Ортегу, чтобы заставить его начать переговоры с оппозицией.
Это действительно так. Но, судя по каменному выражению лица Ортеги, когда я спросил его, как он реагирует на то, что его называют диктатором, подозреваю, что потребуются определенное время и многочисленные лишения, чтобы убедить его в необходимости прийти к политическому соглашению, которое обеспечит свободные выборы и экономический рост. Боюсь, что до того, как положение в Никарагуа улучшится, оно значительно ухудшится.