В конце ноября произошел инцидент в Керченском проливе. Россия после захвата Крыма (большинство стран называют российские действия незаконной аннексией), начала поспешно возводить мост между российской материковой частью и Крымом через Керченский пролив. Москва рассматривает Керченский пролив, отделяющий Черное море от Азовского моря, где располагаются важные украинское порты, в том числе Мариуполь, как свои территориальные воды. После окончания строительства моста, который позволяет без особого труда закрыть доступ в Азовское море, оно, по сути, превращается во внутреннее море. Введенный контроль проходящих судов временами приводит к продолжительным задержкам, которые Киев воспринимает как умышленно создаваемые препятствие.
Этот инцидент произошел в тот момент, когда Украина попыталась провести в Азовское море три военных корабля. Киев в своих действиях руководствуется заключенным в 2003 году соглашением, по которому Россия и Украина гарантируют друг другу свободный проход через этот пролив. Согласно российской версии событий, корабли украинских военно-морских сил не подали соответствующую заявку на проход, и поэтому российская береговая охрана начала преследовать их, поскольку они вторглись в российские территориальные воды, после чего украинские корабли были обстреляны, и один из них был протаранен. В результате все три корабля были захвачены, а члены их экипажей арестованы. Россия обвиняет Украину в том, что она инсценировала этот инцидент. Киев в ответ ввел в некоторых областях Украины военное положение и потребовал, чтобы страны НАТО направили в этот регион свои корабли.
Однако военный инцидент в Керченском проливе может оказаться всего лишь прологом к будущим конфликтам в других морях. Россия усиливает контроль в своих территориальных водах по экономическим и по военным причинам, и поэтому инцидент в Керченском проливе, скорее всего, свидетельствует о том, что Россия будет реагировать более агрессивно, если это будет нужно для защиты собственных претензий. Кроме того, объявление о строительстве военно-морской базы в Венесуэле представляет собой ясный сигнал в адрес Соединенных Штатов о том, что меры устрашения действуют и в противоположном направлении.
Так, например, Россия рассматривает и Охотское море, расположенное на Дальнем Востоке к западу от Курильских островов, как свое внутреннее море, а основанием для этого служит решение Комиссии ООН по границам континентального шельфа в рамках Конвенции ООН по морскому праву о том, что российский континентальный шельф охватывает всю эту акваторию.
«Частично измененное решение относится к анклаву, который располагается по трем линиям в направлении к берегу: I) 60-мильная формула, II) 350-мильная линия ограничения и III) ограничение глубины на расстоянии в 100 миль от 2500-мильной изобары, и никакие другие прямые линии, не превышающие 60 миль по длине, соединяющие фиксированные точки и определяющие координаты по широте и долготе, не требуются.
Следовательно, Комиссия рекомендует, чтобы этот анклав считался частью континентального шельфа Российской Федерации».
(Решение Комиссии ООН по морскому праву от 11.03.2014)
Сразу после этого Россия закрыла эту акваторию для рыбной ловли и разведки ресурсов. Пока еще нерешенным остается спорный вопрос с Японией относительно Курильских островов, однако и здесь появилась надежда на достижение договоренности. Однако в Японии прошли акции протеста, поскольку Россия на одном из спорных южных островов этой гряды построила общежитие для военнослужащих. Недалеко от этого места, на полуострове Камчатка, располагается база российских атомных подводных лодок. Как раз недавно в Охотском море и в Баренцевом море были поведены военные учения с участием стратегических атомных подводных лодок и размещенных на земле ракет дальнего радиуса действия.
В геополитическом отношении конфликт в Арктике является более важным, чем конфликт на Украине
Вот уже в течение многих лет существует конфликт в Арктике по поводу находящихся нам ресурсов, которые становятся доступными в результате потепления климата. В данном случае речь идет о том, как будут определены размены континентального шельфа соответствующей прибрежной страны. В 2007 году Москва с помощью глубоководного аппарата совершила символическое действие и разместила на глубине 4200 метров российский флаг. Он был поставлен на считающемся весьма богатом ресурсами хребте Ломоносова, на который претендует Россия, а также Дания и Канада.
Со следующего года Россия намерена ограничить проход иностранных судов через российскую Арктику. Своими учениями «Единый Трезубец», проведенными в конце октября, НАТО отреагировала на действия Москвы и дала таким образом понять, что конфликт в Арктике является для нее более важным, чем конфликт на Украине.
В конце октября во время проведения учений НАТО генеральный секретарь этой организация Йенс Столтенберг заявил, что НАТО отвечает соответствующим образом на военное присутствие России в Арктике и что Североатлантический Альянс тоже будет расширять там свое присутствие. Столтенберг подчеркнул важность обеспечения охраны подводных кабелей, соединяющих Америку с Европой, и именно по этой причине проводятся учения с участием атомных подводных лодок, а также вкладываются средства в развитие военно-морского флота и военно-воздушных сил, и это, по словам Йенса Столтенберга, имеет важное значение для Арктики.
Российские ограничения прохода и американские операции по обеспечению свободы судоходства
В конце ноября агентство «Спутник» со ссылкой на генерал-полковника Михаила Мизинцева, главу Национального центра управления обороной Российской Федерации, сообщило о том, что с 2019 года иностранным военным кораблям потребуется разрешение для прохода по Северному морскому пути от Баренцева моря до Берингова пролива в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны России.
Заместитель министра обороны Александр Фомин, слова которого приводит агентство ТАСС, заявил, что борьба за контроль над природными ресурсами и за доступ к Северному морскому пути обостряется. Соединенные Штаты и их союзники усиливают напряженность, а Россия ответит на это повышением боеготовности, добавил он.
Можно ожидать, что американская стратегия, предполагающая проведение военных операций для обеспечения свободы морского судоходства (freedom of navigation operations), будет все больше ориентироваться на Южно-Китайское море, а также на те акватории, на которые претендует Россия. Речь идет об иголочных уколах, целью которых является провоцирование и изучение ответной реакции, однако они также способны привести к конфликту.
В прошлый вторник министр обороны России Шойгу указал на то, что воссозданный недавно 2-ой американский флот позволит Соединенным Штатам расширить свое присутствие в Арктике. По его словам, Пентагон обеспокоен тем, что Россия может ограничить свободу мореплавания для кораблей НАТО.
Командующий 2-м флотом вице-адмирал военно-морских сил США Эндрю Льюис (Andrew Lewis) недавно заявил, что свобода мореплавания в спорных районах будет обеспечена. «Это основано на реальных маневрах. Это основано на маневрах всего спектра, а также на нашей способности хранить молчание, когда надо молчать, и говорить, когда надо говорить». По словам американского вице-адмирала, все это делается с учетом действий России, поскольку активность российского подводного флота и надводных кораблей в последние годы увеличилась. Российский адмирал Николай Евменов во вторник заявил о том, что российские противолодочные самолеты начали выполнять регулярные полеты над Арктикой. А Шойгу сообщил, что Россия к 2019 году создаст в Арктике инфраструктуру для радаров и противоракетных систем.