Новогодний сезон на украинских рынках в самом разгаре, но в этом году настроение там совсем не праздничное. Мы переживаем о судьбе 24 украинских моряков, атакованных и взятых в плен в прошлом месяце в Азовском море, и о попытках Кремля дестабилизировать регион.
Со столь для нее характерными презрением и пренебрежением к международному праву, Россия пытается выставить наших захваченных военнослужащих «преступниками». Она заблокировала их доступ к консульству, что является прямым нарушением международного права, и в течение 11 дней не сообщила нам никакой информации об их благополучии.
Но никакого преступления не было.
Наши суда шли по морским путям, где свобода судоходства гарантирована международным морским правом. Это не мнение, а неоспоримый факт. Единственное «преступление» было совершено российскими силами, которые открыли огонь по украинским кораблям и их экипажам, а затем захватили их в открытом море.
Возмутительное неуважение России к правилам, регулирующим международные воды, является серьезным и опасным вызовом для всех законопослушных стран.
К сожалению, такие действия президента России Владимира Путина нас уже не удивляют.
В мае Кремль открыл 19-километровый мост через Керченский пролив, соединяющий оккупированный Крым с материковой частью России. Сегодня Путин использует его как стратегический инструмент блокирования навигации по жизненно важному морскому пути.
Это серьезная угроза для Украины, так как наши порты Азовского моря, включая Мариуполь и Бердянск, отвечают за значительную часть нашей международной торговли.
Этой последней атакой Путин, по-сути, затягивает веревку вокруг горла Украины. Его конечная цель — задушить и заткнуть нас; обречь нас на поражение, чтобы он смог вернуть нашу страну в новую, осмелевшую Российскую империю.
Но это нападение — прежде всего нападение на западные ценности, которые мы, украинцы, так искренне разделяем. То, что украинский народ решительно обратил свой взор на Запад — на ЕС, НАТО, трансатлантическое сообщество — является анафемой для Путина. Он не может ни согласиться, ни примириться с этим, и поэтому сделает все возможное, чтобы уничтожить Украину.
Путину на руку идет и то, что, удерживая в центре внимания Украину, он отвлекает внимание от своих значительных внутренних проблем.
Я благодарен за поддержку, которую международное сообщество оказало Украине, в том числе за просьбы на самом высоком дипломатическом уровне освободить захваченный экипаж и суда.
Нас не может остановить типично циничная реакция России на эти запросы, и нам следует продолжить оказание давления на всех уровнях, чтобы добиться от Кремля как минимум уважения международного права и обеспечения гуманного обращения с украинскими заключенными.
Не следует забывать и о более широкой российской угрозе, которая остается разносторонней и включает дезинформацию, социальные беспорядки и вмешательство в выборы. Ставки становятся все более высокими: поскольку Украина готовится к выборам в следующем году, Путин попытается дестабилизировать или лишить легитимности этот процесс, препятствуя ему как только может.
Украина неоднократно стремилась использовать нормы международного права для разрешения споров. Россия, напротив, все еще предпочитает насилие, отрицание и введение в заблуждение.
Мы твердо убеждены в том, что крайне нестабильная и опасная ситуация в Азовском море и Керченском проливе может быть разрешена только при солидарности стран на основе всеобщего уважения международного права.
В интересах безопасности всех наших народов я призываю международное сообщество продолжить коллективное давление на Россию и потребовать немедленного освобождения захваченных в плен украинских военнослужащих.