Российский Ту-160 «Белый лебедь» привлек к себе внимание СМИ после того, как стало известно, что Кремль отправляет в Венесуэлу два стратегических бомбардировщика. Президент Венесуэлы Мадуро (Maduro) является основным получателем российского оружия и помощи в условиях неуклонного ухудшения американо-венесуэльских отношений на протяжении последних нескольких десятилетий. В то время как Белый дом выразил неприятие к действиям Кремля, американский посол в Колумбии Кевин Уитакер (Kevin Whitaker) пошел еще дальше, назвав Ту-160 музейным экспонатом: «США отметили прибытие российских бомбардировщиков 1980-х годов в Венесуэлу. Самолеты этой эпохи не представляют угрозы. Они действительно как будто из музея».
Как и следовало ожидать, Кремль резко отреагировал на комментарии Уитакера. «Я хочу напомнить американским дипломатам, что с момента своего создания у Ту-160 не было сопоставимых аналогов в США или НАТО по развиваемой скорости, боевой нагрузке, дальности применения и недоступности для любых средств ПВО. Поэтому если и сравнивать стратегический ракетоносец Ту-160 с „музейным экспонатом", то исключительно для восхищения этим шедевром отечественной инженерной мысли в области авиастроения на зависть российским недоброжелателям», — заявил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков.
Генерал-лейтенант Сергей Кобилаш добавил, что «заявление непрофессионально и мотивировано завистью тех, кто желает России зла».
Существует, конечно, и широкий спектр более разумных определений для Ту-160, расположившихся где-то между «шедевром» и «музейной реликвией». В этой атмосфере политического позерства полезно сохранять спокойствие по поводу возможностей Ту-160.
Тем не менее, должны ли стратегические бомбардировщики, такие как Ту-160, отражать последние достижения в дизайне планера, чтобы служить своему целевому назначению? За исключением определенных минимальных вопросов управляемости и маневренности ответ отрицательный. Ту-160 опасен тем, что способен надежно доставлять свою боевую нагрузку — Х-55МС, Х-555, а в последнее время и ракеты с ядерными боеголовками Х-102 к цели. Это качество — нанесения точных ударов — он демонстрировал на протяжении всего своего боевого применения в ходе гражданской войны в Сирии.
Но это не значит, что Ту-160 будут использоваться российскими ВВС (ВКС) еще десятилетия, по крайней мере, в нынешнем виде. Кремль активно стремится модернизировать военные самолеты советской эпохи таким образом, чтобы максимально сохранить первоначальный дизайн и функциональность при интеграции современного вооружения и авионики (радаров, датчиков наведения, стелс-технологий, систем связи и т.д.).
Ожидается, что Ту-160 попадет в эту модернизационную тенденцию: начало производства Ту-160М2 запланировано на 2019 год. В качестве поэтапной модернизации он будет оснащен более экономичным двигателем НК-32 и современной авионикой, размещенной в корпусе, очень похожем на Ту-160.
Что касается ВВС России, то решение о производстве Ту-160М2 является не признанием недостатков Ту-160, а скорее подтверждением его успеха. Ту-160 служил ВКС настолько хорошо, что у россиян нет намерения заменить его, но только обновить.
Мы можем увидеть «лебединую песню» оригинального «Белого лебедя», но платформа Ту-160 будет использоваться в обозримом будущем.