Госдеп США заявил, что США предоставят Украине дополнительные десять миллионов долларов военной помощи, чтобы украинцы укрепили свои морские силы после инцидента, который произошел под Керчью. Одновременно Госдеп заявил, что Россия должна «немедленно вернуть на Украину задержанные корабли и членов их экипажа», а также открыть Керченский пролив и Азовское море.
Интересно, что эта дополнительная американская помощь украинским военно-морским силам поступит непосредственно после того, как некоторые высокопоставленные украинские руководители, в том числе Александр Турчинов, глава Совета безопасности Украины, заявили, что собираются опять отправить военные корабли в Керченский пролив и ждут он НАТО непосредственной поддержки. Вместе с тем американские сенаторы все сильнее давят на Трампа, требуя от него «ответить на российскую агрессию» и начать «масштабную многонациональную операцию для свободной навигации» в Черном море.
Кроме того, они требуют ввести дополнительные санкции против России, а также остановить строительство газопровода «Северный поток — 2», то есть надавить на Германию. Однако, судя по всему, Берлин все еще не готов обсуждать этот вопрос и заявляет, что проект реализовывается по плану.
Интересно, как эти масштабные субсидии согласуются с провозглашаемой Трампом политикой прекращения финансовой поддержки иностранных войск? А ведь Украина даже не член НАТО.
Конечно, налицо несоответствие, да вообще вопрос, кто сейчас на самом деле проводит политику в отношении Украины. Вплоть до текущей недели казалось, что Трамп лишен всякого контроля над событиями в Сирии. И вдруг он шокировал многих, заявив о выводе американских сил из этой страны.
Может, в случае с Украиной может произойти нечто подобное? Не прекратит ли Трамп так же внезапно военную помощь ей? Теоретически все возможно, но на практике почти с полной уверенностью можно сказать, что этого не случится. Более того, есть опасность, которую время от времени упоминают: вывод американских войск из Сирии и с Ближнего Востока вообще может привести к активизации США на границах с Россией, прежде всего на Украине. И недавнее решение Госдепа отправить украинским военно-морским силам дополнительную помощь косвенно подтверждает эти опасения.
Этими деньгами, десятью миллионами долларов, США по сути «подталкивают» Украину к реализации деструктивной идеи, выдвинутой Александром Турчиновым (какое-то время после государственного переворота он был временно исполняющим обязанности президента Украины, и его антироссийская позиция хорошо известна). Отправка очередных украинских кораблей в Керченский пролив в столь напряженный момент, когда на Украине все еще действует военное положение (в прошлом месяце его ввел президент Петр Порошенко), может еще больше обострить ситуацию.
Последствия нового конфликта в Керченском проливе могут быть намного хуже предыдущего, и в том числе не исключено начало военных операций как с украинской, так и с российской стороны.
Может ли сейчас непосредственно включиться НАТО? Скорее всего, нет. Если определенные силы заинтересованы в ослаблении России (а они действительно заинтересованы), то их цель не Третья мировая, а именно ослабление России. И сейчас те, кто этого добивается, могут воспользоваться флотом Украины как «полезным идиотом», отправив его в потенциально самоубийственный поход, только чтобы оказать дополнительное давление на Россию.
Чего они хотят добиться этим дополнительным давлением? Многого. Во-первых, против России ввели бы новые санкции, и, судя по всему, увенчаться все должно остановкой «Северного потока — 2». Иными словами, кое-кто полагает, что после еще одного, а может нескольких инцидентов Германии придется пойти на уступки и заявить, что она не может продолжать сотрудничество на строительстве газопровода, который должен связать Россию и Германию (хотя сам газопровод строят частные компании, ясно, что Берлин, если бы захотел, смог бы из соображений безопасности блокировать проект).
Почему же США так заинтересованы в том, чтобы «Северного потока — 2» не было? Да потому что у США строят собственные планы на экспорт газа в Европу — СПГ. Поэтому Россия теперь превратилась для Соединенных Штатов в прямого конкурента. Если «Северный поток — 2» будет построен, зависимость Европы от российского газа только усилится, и вне зависимости от политических взаимоотношений ей придется покупать его у России. Ведь, в конечном счете, российский газ дешевле американского, который нужно доставлять на танкерах через Атлантику на европейские СПГ-терминалы.
Примечательно, что Россия без воодушевления встретила заявление Трампа о выводе американских войск из Сирии. Более того, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил, что Россия вообще не понимает, что на самом деле сейчас предпринимают США, и даже обвинил Вашингтон в том, что он повергает в смятение международную арену.
Почему Россия так реагирует? Почему она не приветствует это событие, которое на самом деле является и одним из подтверждений ее победы в сирийской войне? Потому что россияне явно понимают: это хорошая новость для Сирии, но плохая — для них самих.
Конечно, быть может, Кремль действительно искренне обеспокоен и удивлен решением Трампа, как и многие американские союзники. Факт в том, что на самом деле мы не знаем, что именно «скрывается» за этим решением американского президента. Возможно, это часть какого-то масштабного плана, перенесение фокуса с Ближнего Востока на «большие угрозы», такие как Россия и Китай (об этом, кстати, говорится и в официальных планах США, которые не скрываются). С другой стороны, все это, возможно, только домыслы, и, быть может, решение Трампа вывести войска из Сирии — это запоздавшая реализация его предвыборных обещаний, формирование платформы для переизбрания в 2020 году.
Как бы там ни было, одно ясно: после вывода из Сирии у американских ястребов будет больше возможностей сфокусироваться на следующей жертве, а ею, вне всяких сомнений, является Россия.
До Нового года осталось меньше десяти дней, но и за это короткое время произойти может что угодно. Власти в Киеве всерьез обдумывают повторную отправку военных кораблей в Керченский пролив. Накануне выборов это сыграло бы на руку Порошенко, поскольку пока, судя по опросам, у него мало шансов на новый президентский мандат. Но все возможно, если ему удастся взять на себя роль «того, кто идет на Россию».
Разумеется, как я уже упомянул, это был бы самоубийственный поход, как и любая другая морская конфронтация между Россией и Украиной, поскольку Россия во много раз сильнее. Вероятно, Киев действительно думает, что может вовлечь в этот конфликт НАТО. По крайней мере украинцы попытаются, и некоторые последние новости только ободрят их (например, вчерашнее заявление британского министра обороны Гэвина Уильямсона, который, находясь с визитом на Украине, заявил, что «Черное море не принадлежит России» и что Великобритания уже отправила туда один военный корабль, чтобы тем самым поддержать Украину.
Корабль британского ВМФ HMS Echo сейчас стоит в украинском порту Одессе. Собирается ли Великобритания отправить его в Керченский пролив? Украинцы ей это предложат. Турчинову очень понравилась бы такая идея, однако реализовать ее нелегко.
В 2019 году напряженность между Украиной и Россией может после паузы в несколько лет снова стать внешнеполитической новостью номер один, и если все будет идти к расширению присутствия натовских кораблей в Черном море, вокруг Крыма или на пути к Азовскому морю, то опасные дни уже близко.