В 2011 году после начала гражданской войны в Сирии Дамаск оказался дипломатически изолирован от ряда зарубежных стран. Многие из них закрыли свои посольства или отозвали послов из соображений безопасности, однако некоторые дали понять, что делают это в качестве шага по осуждению деятельности сирийского правительства и его лидера — президента Башара Асада.
«Международный консенсус состоит в том, что этот режим утратил всю легитимность, и единственно верный курс дальнейших действий для Асада — уйти и уйти сейчас», — заявил министр иностранных дел Канады Джон Бэйрд в 2012 году после того, как Канада закрыла свое посольство в Дамаске.
Однако после семи лет войны Асад остается у власти. Сирийское правительство — при решительной поддержке своих российских и иранских союзников — сумело восстановить контроль над значительной частью территории страны, поставив повстанцев на грань полного поражения. Теперь, похоже, закрытые посольства в сирийской столице могут открыться вновь, поскольку дипломатическая изоляция Асада начинает ослабевать.
В четверг над комплексом зданий в центре Дамаска был поднят флаг Объединенных Арабских Эмиратов, поскольку временный поверенный в делах Абдул-Хаким Наими официально открыл в стране дипломатическое представительство. В заявлении министерства иностранных дел говорится, что «этот шаг подчеркивает стремление правительства ОАЭ восстановить отношения между двумя братскими странами в нормальном русле».
На следующий день МИД Бахрейна объявил, что в Сирии «в его посольстве продолжается работа», при том, что начиная с 2011 года там нет посла.
Данные шаги весьма примечательны. В частности, ОАЭ были активным сторонником сирийских оппозиционных группировок, ключевым союзником Саудовской Аравии и некогда одним из самых ярых критиков правительства Асада на Ближнем Востоке. Как ОАЭ, так и Бахрейн являются членами Лиги арабских государств — региональной организации, приостановившей членство Сирии в 2011 году. Многие сейчас думают, что данное решение будет отменено и членство Сирии будет восстановлено, и это лишь вопрос времени.
Помимо официальной работы в посольствах, были и другие сигналы о том, что Сирия реинтегрируется в региональное сообщество. Граница страны с Иорданией была спокойно открыта в начале этого года, в то время как в декабре президент Судана Омар аль-Башир стал первым за восемь лет лидером страны-члена Лиги арабских государств, посетившим Сирию. В октябре министр иностранных дел Бахрейна Халид бен Ахмад Аль Халифа и его сирийский коллега Валида Аль-Муаллем провели встречу в ООН, удивив этим наблюдателей.
Эти шаги арабских стран, по-видимому, представляют собой признание вероятной победы сирийского режима над силами, которые восстали против Асада в 2011 году. В настоящее время правительство контролирует все крупные города Сирии и примерно две трети ее территории. На прошлой неделе президент Трамп объявил, что американские войска скоро покинут страну, фактически усилив влияние других региональных держав, таких как Иран, Турция и Россия.
В своем заявлении о возобновлении работы посольства МИД ОАЭ указал, что этот шаг «предотвратит опасность регионального вмешательства в сирийские дела». В заявлении Бахрейна содержится аналогичное послание, в котором подробно говорится о «важности укрепления и активизации роли арабских государств в целях сохранения независимости, суверенитета и территориальной целостности Сирии и предотвращения опасностей регионального вмешательства в ее внутренние дела и развитие».
Неясно, последуют ли этому примеру крупные западные страны. Единственной страной Европейского Союза, которая в настоящее время имеет посольство в Сирии, является Чешская Республика. Чешское посольство также представляет в Сирии интересы Соединенных Штатов, которые закрыли там свое дипломатическое представительство в 2012 году.