На одной выставке я встретил русскую девушку чуть за 20 лет. Уже на другой встрече она сама поздоровалась и сказала имя. Я, рассмеявшись сказал, что ее имя слишком длинное, никак не запомнить. Тогда она перешла на очень свободный китайский и сказала: «Мое китайское имя — Ань Я».
В прошлом году Ань Я (русское имя Аня) приехала в Китай учиться по обмену по специальности китайский язык. Эта девушка — типичный представитель «боевой нации»: высокая, с белой кожей, красивая и с фигурой как у модели «Викториас Сикрет». Когда я ее встретил, она, по рекомендации своего учителя, сопровождала гостей из РФ и переводила для них. Ань Я также очень хорошо владеет английским, поэтому во время банкета мы много общались, обменялись контактами, но затем наши отношения не развивались никуда дальше кроме взаимных «лайков» в ленте «Вичат» (WeChat) (китайская соцсеть — прим. ред).
На летних каникулах несколько моих близких подруг собрались поехать на Байкал. Я попробовал спросить у Ань И об этом месте и никак не ожидал, что девушка так радушно расскажет об обстановке там. Она прислала рекомендации, куда сходить покушать, гостиницы и даже дала телефона своих местных друзей, чтобы можно было с ними связаться в экстренном случае. Благодаря этому случаю наше общение возобновилось. Иногда, когда я был рядом с ее университетом, то мы вместе кушали сладости и болтали.
Однажды, Ань Я внезапно связалась со мной и сказала, что, кажется, ее обманули. Она не могла поговорить об этом ни со своими одногруппниками, ни с семьей. Нужен был местный человек, который разбирается, что делать в подобной ситуации. Я сразу набрал ее номер, выслушал подробный рассказ, после чего, поискав информацию в интернете, убедился, что деньги, на которые обманули мою знакомую уже не вернуть.
Причина произошедшему была проста. Ань Я хотела найти подработку, пока учеба была не очень сложной. В интернете она нашла объявление о найме моделей, обещанная зарплата составляла от 150 до 800 юаней (примерно 1500-8000 рублей — прим.ред.) Девушка очень воодушевилась. В России Ань Я также подрабатывала моделью, снимаясь для печатных изданий. Так как с юности девушка имела такое увлечение, то увидев еще и такой большой оклад, захотела тотчас же устроиться на работу.
Ань Я отправила работодателю своё резюме и уже в тот же вечер директор Хэ связался с ней и попросил контакты в WeChat. Они запросили основную информацию о моей знакомой: фамилию и имя, рост, вест, пропорции, а также несколько фотографий. Директор Хэ быстро дал ответ и пригласил на следующий день приехать в студию на собеседование. Ань Я была очень счастлива. Она просмотрела ленту директора, которая была заполнена рабочими фотографиями моделей и решила, что работодатель достаточно надежный. Девушка с вчера привела себя в порядок и пораньше легла отдыхать.
На следующий день Ань Я в назначенное время пришла в офис, поднялась на 17 этаж. Но её насторожило то, что название фирмы, указанное в здании, не совпало с тем, что было в Интернете. Она позвонила директору Хэ, но ей ответили, что все верно и велели подойти к стойке регистрации, чтобы заполнить анкету.
Ань Я дошла до стойки информации, где её сопроводили внутрь. В офисе было немноголюдно, а на стенах висели фотографии моделей. Они не были известными, поэтому девушка решила, что это работницы этого агентства. Пока девушка заполняла анкету, появился и сам директор Хэ. Со слов Ань И, он был низкий, бледный, худой мужчина, одетый в кожаные леггинсы и с залитыми гелем волосами. Посмотрев на него, с уверенностью можно было сказать, что он актер или парикмахер. Директор попросил девушку представиться, встать и покрутиться, затем спросил, чем именно она хочет заниматься: стать моделью рук, ног, украшений, свадебных платьев, нижнего белья или сниматься для магазинов на Таобао. Ань Я сказала, что может делать все, кроме работы в нижнем белье. Директор Хэ в это время делал на её анкете какие-то пометки.
Более того, он очень самоуверенно сказал, что в компании очень много работы, хорошие модели за час могут заработать 800 юаней, а менее профессиональным в час платят более 350. Директор также заверил, что волноваться не о чем, если работать хорошо, то доход в месяц может превышать 10 тысяч. Господин Хэ добавил, что по результатам собеседования, Ань Я подходит им, так как у нее хорошая фигура, внешность и маленькое личико. Но нужно сделать специальный каталог, чтобы приступить к работе, расходы на который окупятся за неделю.
Когда девушка услышала про это, то вспомнила, что в России никогда не было подобных требований. Обычно агентство отправляло моделей лично к заказчику, который отбирал понравившихся и начиналась съемка. Также, у Ань И не было личного портфолио. На что директор Хэ ответил, что в Китае у всех девушек есть такие каталоги, где представлены фотографии в трех разных образах и с легким макияжем, которые сшиваются в один общий журнал. Когда поступает заказ, то агентство отправляет его заказчику, тот выбирает и начинается работа. Подобный каталог можно было оформить в этой компании, но их виды и цены были разными. Например, съемка в трех комплектах и без обработки стоила 888 юаней, а в пяти комплектах и с обработкой — 1688.
Ань Я была очень взволнована и выбрала съемку за 888 юаней. Директор Хэ проводил её в другую комнату, где фотографировались и другие девушки. Работало еще примерно 4-5 визажистов. Господин Хэ сразу же отправил девушку к одному из них, а также сказал фотографу, что ей нужна съемка на каталог. Мужчина снова заверил, что, если в течение недели не найдется работа, то расходы вернут.
Через три дня нашей героине перезвонили и сообщили о наличии заказа. Девушка приехала к назначенному времени для участия в съемке для обувного магазина на Таобао. Ань Я сфотографировалась примерно в десяти парах. Съемки завершились за 30 минут. За это она получила 200 юаней. Ань Я была очень рада, так как считала, что ее модельная карьера в Китае началась отлично.
Однако после этого случая прошло два месяца, но директор Хэ больше не связался с девушкой и не отвечал на её сообщения.
Ань Я не выдержала и отправилась в офис компании. Но не ожидала, что не будет той стойки регистрации, а работники заявят, что не знают никакого директора Хэ. Выслушав эту историю, я примерно понял всю ситуацию и решил поискать в интернете новости по запросу «мошенничество в модельной сфере». Подобных случаев было огромное количество, причем, как и в небольших, так и в крупных городах как Чанша, Гуанчжоу, Шанхай.
Такие модельные организации размещают в интернете объявление о найме, обещая отличные условия и высокие оклады. Однако затем попросту вымогают деньги и больше не выходят на связь.
Множество молодых девушек было обмануто. Одна из пострадавших даже специально разместила свои контакты, чтобы другие могли посоветоваться с ней. Поэтому я связался с этой девушкой по имени Вэйвэй и создал беседу для нас троих, включая Ань Ю.
Вэйвэй рассказала нам о своем опыте, который практически ничем не отличался от истории моей знакомой. Также было простенькое собеседование, требование платно сделать портфолио. Только с Вэйвэй общалась женщина лет сорока, которая тоже заверяла о возврате средств в случае отсутствия работы в течение недели. Более того, она предоставила соглашение, в котором было закреплено данное правило. Это окончательно убедило девушку начать работать. Но, естественно, после она также получила один заказ и больше никто не отвечал.
Потом мы поняли, что это рабочая схема для многих подобных фирм-обманщиков: выманить деньги, организовать одни съемки, но портфолио, в итоге, не будут показаны заказчикам.
Вэйвэй, узнав об обмане, была в гневе и потребовала вернуть деньги за каталог. Однако ей ответили, что, согласно контракту, ей предоставили работу в течение недели, поэтому расходы не будут возмещены. Вэйвэй тоже искала информацию в интернете и осознала, как много таких же обманутых девушек. Она разместила свои контакты, а затем вступила в 50 с лишним бесед, где общались несостоявшиеся модели и хотели вернуть свои деньги назад.
В конце концов, Вэйвэй плача позвонила родителям и обо всем рассказала. Её отец — юрист, поэтому он не мог стерпеть подобное отношение к дочери. Он со своими коллегами обратился в компанию, но их там встретили еще более грубо. Дело дошло до полиции, поэтому Вэйвэй вернули половину денег.
Девушка решила закончить модельную карьеру, так как больше не доверяла никаким агентствам. По рекомендации друзей она начала комментировать игры. Затем Вэйвэй поняла, что в самой плачевной ситуации оказываются девушки, работающие хостес в караоке. Я и Ань Я захотели побольше узнать о них, поэтому присоединились еще к одной беседе, где познакомились с Сяо Си.
История этой девушки опять идентична уже нам знакомой. Она прошла собеседование, где ей сказали, что не нужна оплата за обучение или регистрационный взнос, а только лишь портфолио. Сяо Си не согласилась делать это в данной компании. Тогда ей порекомендовали три варианта, расположенных неподалеку. В итоге оказалось, что все эти компании были партнерами.
Во время съемок похвалили фигуру Сяо Си и сделали предложение участвовать в показах. Компания обещала бесплатное питание и обучение, а спустя месяц уже участие в дефиле. В день доход мог составлять более 1000 юаней. Девушка решила, что её не могут обмануть, так как не потребовали никаких денег. И она согласилась.
С виду обучение проходило на профессиональном уровне: приходили различные наставники, которые давали уроки по этикету, походке, правильном питании, аэробике и растяжке. Девушки ежедневно ходили на высоких каблуках, тренируясь изо всех сил. Также учителя каждой дали модное имя на английском языке. После тренингов будущих моделей собрали в конференц-зале, раздали договоры. И тут появился глава компании господин Тао.
Он сказал, что каждая девушка должна поставить подпись и приложить копию своего удостоверения личности, а также дать залог 300 юаней на случай опоздания или неявки на показ. Директор также отметил, что работа будет очень разнообразной. От показов одежды до ювелирных украшений и часов. Договор представлял из себя документ, сплошь покрытый мелкими иероглифами. Некоторые девушки, не читая, поставил свою подпись.
Сяо Си была еще не до конца уверена в правильности решения, поэтому внимательно прочитала контракт и обнаружила, что модели должны обязательно принимать участие во всех мероприятиях после показа. Если же не выполнять это условие, то выплачивали только 1/3 от зарплаты. Во время этого действа директор Тао постоянно подгонял девушек, повторяя, как они усердно работали и вот-вот их мечта должна осуществиться. Стиснув зубы, Сяо Си поставила свою подпись.
Через три дня её и еще нескольких девушек пригласили мероприятие по случаю заключения контракта каких-то компаний. В их задачи входили встреча гостей и обслуживание их в течение вечера. Сяо Си подумала, что это не имеет ничего общего с работой на показах, да и оклад не сильно превышал 100 юаней. Директор Тао еще добавил, что на этом вечере будет проходить показ бутылок красного вина с участием моделей. Более того, местом проведения оказалось караоке. Сяо Си очень испугалась, однако другие девушки согласились, поэтому и она в назначенное время приехала на работу.
Подготовленная одежда представляла из себя вечернее платье с глубоким декольте и открытыми ногами. Директор Тао порекомендовал говорить всем гостям приятные слова и тщательно следить за их нуждами. Ведь это ради мечты девушек!
Сяо Си сразу же поняла зачем все это организовано. Девушка нашла предлог, чтобы отойти в уборную, а затем незаметно покинула здание. В 3 часа ночи она вышла из всех диалогов и больше не осмелилась связываться ни с кем из компании.
После Сяо Си пробовалась пройти только в именитые модельные агентства, однако большого успеха не было. Девушка бросила свои мечтания. В центре города у её родителей есть небольшой магазинчик, и она решила, что лучше будет помогать им. После нашего разговора одна из девушек, тоже подрабатывающая в том караоке, связалась с Сяо Си и сообщила, что в тот вечер модели и правда составляли компанию для этих людей. Одни не решились ослушаться указаний директора Тао, другие же сразу ушли. Кто-то также доложил об этом в полицию. Вскоре агентство закрыли и арестовали директора.
Ань Я пришла в уныние и сказала, что все еще мечтает стать моделью. Но она — иностранка, поэтому нужно быть еще более аккуратной, чтобы не дать себя обмануть еще раз. Деньги Ань Я возвращать больше не захотела, так как это стало для нее уроком, что лучше и безопаснее подрабатывать переводчиком.
До этой истории, когда я ходил в свою любимую парикмахерскую, то всегда шутливо предлагал провести конкурс среди красавиц, чтобы составить каталог причесок для привлечения клиентов. Но теперь я вспомнил Ань Ю и порекомендовал её владельцу в качестве модели для причесок. Девушка была очень счастлива и успешно выполняла свою работу. Её волосы очень длинные и мягкие, стилисты сделали им дополнительный уход, а затем множество замысловатых причесок. Несмотря на сильную усталость, Ань Я очень воодушевилась, к тому же получила более 600 юаней.
Она выложила свою фотографии у себя в ленту, и некоторые магазины с Таобао предложили работу. Подрабатывая таким образом, Ань Я поучаствовала в нескольких съемках. Это дало ей большой опыт в общении с заказчиками. Когда девушка спрашивала нужно ли сниматься для каких-либо каталогов и затем не получала ответа, то сразу же становилось ясно, что компания занимается мошенничеством и её смело можно отправлять в черный список. Но еще смешнее то, что некоторые работодатели уже на собеседовании говорили о необходимости сниматься для подобных портфолио раз в три месяца, так как внешность модели может измениться, а заказчикам нужны только свежие данные.
Естественно, Ань Я уже не попадалась на эту удочку и либо говорила, что найдет посредника, либо прямо заявляла, что знает о их схемах и уходила. После нескольких собеседований девушка нашла надежное и профессиональное агентство.
Ань Я также поняла, что отбор моделей проходит по очень строгим критериям. Смотрят на твои руки, ноги, походку, общее состояние, а также просят попозировать в различных образах. Каждый вид съемок имеет свои особые требования. Никакой заказчик не возьмет модель на работу, основываясь лишь на фотографиях в портфолио, необходимо выполнить специальные задания и пройти как минимум два этапа собеседования.
Сейчас конкуренция в модельном бизнесе крайне высока. Иностранные девушки с хорошей фигурой, кожей и внешностью пользуются наибольшим спросом. Однако многие модели недостаточно хорошо знакомы с этой сферой, и даже долгое время вращаясь в этих кругах, внезапно понимают, что их карьера стремительно завершилась и оплата от заказчика не поступила. Если же агентство надежное, то подобных проблем можно избежать. Ань Я больше не искала в интернете объявления о найме. Она убедилась, что 60-70% соискателей, которые не дают четких критериев возраста, фигуры или опыта — мошенники.
Девушки, следовать за своей мечтой — хорошо. Но нужно быть дальновидной и не доверять первым встречным.