В целом год выглядел как время охлаждения Запада к украинской власти. Охлаждения, небывалого для нынешнего государственного руководства. А внешняя политика была похожа на суету, призванную демонстрировать высокую международную активность, которую можно конвертировать в информационную кампанию власти внутри страны. Это как известный спортивный девиз, что важна не победа, а важно участие. Участия было много, а реальных побед почти не оказалось. Да и те — условные.
Позитивные события
В целом, было бы не совсем правильно говорить об успехах, потому что «в чистом виде» их не было. Просто произошли позитивные события, которые власть может записать себе в качестве заслуги. Но при более внимательном рассмотрении, «успехи» оказываются в большей степени результатом стечения обстоятельств, чем результатом исключительно усилий государственного руководства.
2. Активная внешнеполитическая деятельность президента Петра Порошенко позволила реализоваться идеи автокефальной украинской церкви под омофором Константинопольского патриарха. Среди всех позитивных внешнеполитических событий именно это в наибольшей степени можно считать результатом деяьтельности государственного руководства. Хотя это событие тоже стало возможным исключительно из-за неожиданного благоприятного стечения обстоятельств.
Несомненно, что базис под идею автокефалии обеспечила Россия: аннексия Крым, экономическая война, поддержка сепаратистов на Донбассе и последовавшие трагические эпизоды войны привели к небывалому ранее росту антироссийских настроений в Украине. Но это обстоятельство не было достаточным для того, чтобы реализовать идею автокефалии. В феврале-марте 2018 года произошло значительное охлаждение отношений между Грецией и Россией (из-за македонской проблемы, поддержки радикалов и т. д.). И греки, традиционно контролирующие Константинопольский патриархат, оказались сторонниками признания каноничности тех украинских православных, которые были отвергнуты Московским патриархатом. И их позиция сыграла важную роль в том, чтобы украинская автокефалия стала возможной.
Еще благоприятное обстоятельство: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган занял нейтралитет в споре вокруг автокефалии. Потому что это помогало ему усилить свой политический вес в международных делах: и в отношениях с Украиной, и в отношениях с Россией, и в отношениях с США, и в отношениях с Европой. Быть арбитром — это почти всегда сильная статусная позиция. Кроме того, усиление международных позиций, влияния Константинопольского патриархата — это усиление статуса и Турции в целом. И это может импонировать президенту Эрдогану, поскольку перекликается с историческими моментами и амбициями его страны. Остается без ответа вопрос: что послужило «платой» украинского руководства турецким партнерам за их нейтралитет в вопросах автокефалии?
3. Очередное продление Евросоюзом антироссийских санкций. В этом успеха власти — меньше всего. Потому что Запад, европейские государства руководствуются своей крайне простой логикой: санкции не отменяются, если не устранены причины, по которым они были введены. А инцидент в Керченском проливе, в итоге которого российские военные обстреляли и захватили украинские судна с экипажами, сделал невозможным продолжение европейской дискуссии о пересмотре санкционного режима. Так что это заслуга России, а не украинских властей.
4. Россия не смогла вернуться в ПАСЕ. Это выглядит как позитивное для Украины событие, но не как результат деятельности украинских властей и политиков. Потому что антироссийский инструментарий в своей внешней политике использует не только руководство Украины, но и еще ряд более влиятельных государств, реализующих свои собственные задачи независимо от планов официального Киева. Пока же Совет Европы все дальше углубляется в кризис, находясь на распутье между кризисом, если РФ вернется в ПАСЕ, и кризисом из-за того, что Россия приостановила либо прекратила членство в СЕ. Прогрессирующий кризис европейских институтов не является признаком успеха для Украины.
5. Украина добилась получения кредита МВФ по новой программе, а также финансовой поддержки от ЕС, Всемирного банка. Совсем не успех, а результат слишком вынужденных уступок украинкой власти, продиктованных критической ситуацией с экономикой и наполнением госбюджета. Западные партнеры пошли навстречу руководству Украины, чтобы минимизировать риски дестабилизации большого европейского государства на период проведения выборов. И это не благотворительность.
Антикоррупционная дискредитация и потеря доверия
Уже с декабря 2016 года западные партнеры начали откровенно критиковать украинскую власть за недостаточный прогресс в реформах. В 2017, а особенно в 2018 году критика стало более частой, более прямолинейной и более жесткой.
С 2017 года руководство Украины попыталось использовать в отношениях с Западом стиль Р.Эрдогана, В.Орбана и А.Дуды. То есть, стало выдвигать много упреков, требований и пожеланий в адрес ЕС и отдельных европейских партнеров, и при этом искало всевозможные оправдания для своего недостаточного усердия в проведении реформ.
«Венцом» этой тактики стали заявления, слишком характерные для данного «стиля». Так, различные представители украинской власти (представители АП, правительства, нардепы и просто политики) широко извещали, что реализация позиции западных партнеров относительно антикоррупционного суда противоречит Конституции Украины, нарушает суверенитет государства. Не в итоге не помогло. Не помогли и пояснения, что нет для этого достаточного количества депутатских мандатов в Раде. Запад оказался неумолимым.
В конечном итоге, когда в мае украинские власти начали осознавать, что без кредита МВФ и помощи ЕС не обойтись, почти все условия западных партнеров были учтены. И вдруг оказалось, что нардепы в Раде — не сами по себе, и, когда надо, руководство Украины способно обеспечить их позитивное голосование за необходимые ему законы.
Официальный Киев сам себя дискредитировал, отказался использования упомянутого стиля, «капитулировал». И послушно реализовал все последовавшие требования, которые были необходимы для получения кредита МВФ, помощи от ВБ, ЕС.
Украинская власть потеряла доверие, что проявилось в беспрецедентных условиях для получения кредита МВФ: предоставить полностью утвержденный госбюджет на 2019 год и решения о повышении коммунальных тарифов.
Потеря доверия проявилась и в ситуации с введением военного положения. Ночью президент и СНБО объявили о своем намерении, а утром и днем состоялось обсуждение намерений с генсеком НАТО, лидерами и высокопоставленными представителями ряда западных государств. Судя по ряду моментов, никто не одобрил идею военного положения. Но президенту П.Порошенко надо было соблюсти лицо, и потому появился вариант ограниченного по масштабам военного положения на один месяц. Однозначно, что это результат консультаций с западными партнерами, а не заслуга украинских депутатов, критиковавших президентскую идею в Раде. Если бы не Запад, никто бы из них не смог помешать Петру Порошенко реализовать свою ночную идею в любом формате и масштабе.
Замороженное напряжение в отношениях с Венгрией и Польшей
Венгрия не отказалась от своей позиции ни по вопросу языковой статьи образовательного закона, но по вопросу нового языкового закона, ни по вопросу двойного гражданства. Более того, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил о намерении влиять на украинские выборы, проводя работу с потенциальными кандидатами в президенты. Будапешт не отказался от блокирования ряда важных для Украины мероприятий в рамках НАТО и ЕС. США не могут убедить Орбана изменить позицию в отношении Украины, потому что это он нужен президенту США Д.Трампу намного больше, чем тот нужен ему.
Польское руководство также не пошло на смягчение позиции в вопросах исторической памяти. И президент Анджей Дуда решил в самый канун украинских выборов прислать нового посла — более жесткого в отстаивании полькой позиции. И польское руководство не скрывает, что ротация послов связана с выборами, и что это необходимо для более эффективного обеспечения польских интересов.
Российское направление — на «паузе»
Все возможные варианты прогресса в рамках урегулирования ситуации на Донбассе оказались без возможности реализации. Россия решила поставить все на «паузу» до завершения всех выборов в Украине, то есть до начала 2020 как минимум. Даже не удалось организовать встречу лидеров государств «нормандской четверки».
Проблема Крыма — тоже без изменений. Интенсивные внешнеполитические контакты не смогли помочь прекратить аннексию. Преследования противников аннексии не прекратились, захваченные украинские судна и моряки — не возвращены. Проблема азовских портов — далека от решения.
Флешмобная дипломатия
Подавляющее большинство действий, предпринятых официальными лицами Украины — это символическая политика. Это такие себе международные флешмобы. То есть действия символические, изначально направленные на привлечение внимания к какой-либо теме (проблеме), но изначально не способные привести к изменению существующих обстоятельств. Это относится к различным международным акциям с требованиями освободить кого-либо, что-либо, вернуть Крым, прекратить помощь сепаратистам и т. п. Это различные резолюции, принимаемые на ГА ООН, в ПАСЕ, в Европарламенте, и прочие сугубо политические документы, не имеющие обязательной правовой силы. Флешмобом является и деятельность украинском депутатов в ПАСЕ: активная, слишком шумная и скандалисткая, но по большому счету — безрезультатная. То есть, бесполезная для Украинского государства.
Действия, которые не дают необходимого результата в обозримой временной перспективе (потому что не способны изначально обеспечить результат) — это символическая политика. Все эти флешмобы полезны для следующих целей: напомнить о проблеме, показать видимость бурной деятельности и обеспечить поводами информационную кампанию.
Зацикленность на Западе
Украинская власть увлечена Европой и США, Канадой, но слишком мало делала для продвижения важных контактов и экономических интересов в Азии, Африке, Латинской Америки.И для Украины оказалось крайне незаметным, что в 1 декабря 2018 в мировой политике началась «китайская эпоха», а «глобальное отступление Америки», которое уже было в первый срок президентства Барака Обамы, под воинственные лозунги президента Трампа усилилось. Украинская политическая элита не чувствует дыхание и пусть мировой политики. Хотя в случае с автокефалией — почувствовали очень хорошо. Но это похоже на исключение.