2018-й год был одним из наиболее сложных с точки зрения безопасности. За последнее десятилетие, несмотря на то, что обострение ситуации как на юге, так и на севере страны, к счастью, не переросло в масштабное столкновение или полноценные военные действия.
Среди событий, несущих взрывоопасный потенциал, можно упомянуть падение израильского самолета Ф-16 в феврале, попавшего под огонь сирийских ПВО (впервые за 34 года), выпущенные Сирией ракеты по израильской территории в мае, падение российского разведывательного самолета в сентябре и последовавший за этим намеренно инсценированный Москвой кризис. И хотя Путин не предъявил Израилю однозначный ультиматум, израильским ВВС стало сложно проводить операции в Сирии в прежнем объеме.
В то же время, поскольку необходимость России в союзе с Тегераном и «Хезболлой» с целью подавления антиасадовских повстанцев постоянно сокращается, российский интерес к Ирану становится все меньше. Да и самим сирийцам не нравятся попытки Ирана распространять шиизм в суннитской стране. Возможность Израиля противостоять иранской экспансии в соседней стране будет во многом зависеть от способности понимать эти противоречия между Москвой и Тегераном и использовать этот фактор. Это в основном политическая, а не военная задача. Однако армия и разведка играют в этом важную роль.
2019-й год, по-видимому, пройдет под знаком растущей напряженности в противостояния с «Хезболлой». ЦАХАЛ почти завершил ликвидацию диверсионных туннелей, ведущих на израильскую территорию. Однако открытым остается вопрос, что делать с подобными туннелями, близко подходящими к границе, но не пересекающими ее. Кроме проблемы диверсионных туннелей, основной задачей ЦАХАЛ было и остается стремление остановить усиление ракетных возможностей «Хезболлы» (речь идет о ракетах с точным наведением).
В армии полагают, что уже сейчас шиитская группировка планировала модифицировать сотни ракет. Однако разведка считает, что на данный момент в распоряжении «Хезболлы» имеется незначительное число «точных» ракет. Большая часть операций по предотвращению подобной модернизации ракетного арсенала «Хезболлы» осуществлялась на сирийской территории. Но теперь ситуация меняется, и перед израильской оборонной системой встают новые задачи. Несмотря ни на что, шиитская террористическая организация не намерена отказываться от программы модернизации своего арсенала ракет. С этой целью используется сегодня даже бейрутский международный аэропорт — через него осуществляются прямые поставки из Ирана.
Перед политическим руководством и новым начальником генерального штаба ЦАХАЛ Авивом Кохави рано или поздно встанет вопрос: когда наступит точка невозврата, и израильские ВВС будут вынуждены нанести удар по ливанской территории, что может привести к военному столкновению и даже к полномасштабной войне.
Перевод: Курсор