Украину накрыла волна гриппа, кори и менингита — трех страшных инфекций, которые уже забирают жизни не только взрослых, но и детей. Украинские врачи-инфекционисты бьют тревогу — Минздрав ничего не делает для погашения вспышки заболеваемости, а она только разгорается: пик прогнозируют на февраль-март.
С октября 2018 года в стране от гриппа и его осложнений умерло 13 человек, пять человек — уже в этом году. Ни один из них не был вакцинирован. Для сравнения, в прошлом году с октября по май не стало семерых. Только в Чернигове в один день от гриппа скончались 52-летний мужчина и беременная женщина. На Ровенщине умерла 16-летняя жительница села Верхов Острожского района, у которой несколько дней держалась высокая температура. Родственники обратились за медицинской помощью, когда девушка уже была без сознания.
В Чернигове, где эпидпорог превышен на 16,9%, с 14 января в школах вводят карантин. В школах Луцка местная власть также решила продлить зимние каникулы до 20 января из-за высокого уровня заболеваемости гриппом и корью. От последней в этом году уже умерли два человека — двухлетний ребенок в Житомире и 49-летний мужчина на Ровенщине.
Но к этому «букету» еще добавилась менингококковая инфекция, которая тоже передается воздушно-капельным путем и смертельно опасна. В конце ноября в Вышгороде заболел ребенок, которого, к счастью, удалось спасти. А 6 января в Черкассах от менингита умер Алексей Чубенко, которому всего-то было два года и четыре месяца. Как рассказала его мама Катерина Мельниченко, врачи делали все возможное, чтобы спасти жизнь ее ребенка, но при этом в больнице не было элементарного. «Препарат, который был жизненно необходим нашему сыну, — альбумин, невозможно было найти в аптеках Черкасс! Только по большому знакомству удалось достать несколько флаконов!» — сообщила мама в соцсетях и призвала всех родителей, которые хотят сохранить жизнь своим детям, проводить вакцинацию. Хотя, как подчеркнула женщина, вакцин в Украине от менингококковой инфекции сейчас нет. Она узнавала, надеясь привить свою старшую дочь, которая контактировала с больным братиком. Да и ее супруг с сестрой заболели, но являются ли они носителями менингококка или же у них грипп, никто из врачей не проверяет. Как и не проводится, по словам Катерины, никакой профилактической работы в садике, куда ходил Алеша.
А на днях, 11 января, в Хмельницкой области в Чемеровецкой ЦРБ от менингита умер 11-месячный ребенок. Родители 9 января вызвали семейного врача, который назначил жаропонижающие препараты, но они не помогали. А 10 января ребенок поступил в больницу, где ему уже поставили диагноз — менингококковая инфекция, инфекционно-токсический шок 2-3 степени«. И уже было слишком поздно…
По всей стране врачи-инфекционисты отмечают рост заболеваемости тяжелым гриппом, в т. ч. со смертельным исходом. Несмотря на то, что, по официальным данным, доминирует грипп А (H3N2), в некоторых регионах, например в Черниговской области, у подавляющего большинства больных обнаружен грипп А(H1N1) (испанка), в том числе у умершей беременной женщины. В столице грипп унес уже две жизни, много тяжелобольных находится в реанимации. Такая же ситуация в Сумской, Черниговской и Ровненской областях.
Кроме того, становится больше больных менингококковой инфекцией и корью. А все эти три болезни в первые дни имеют сходные симптомы, подчеркивает завкафедрой инфекционных болезней в медуниверситете им. Богомольца Ольга Голубовская. «Еще мои учителя обеспечивали нам такое эпидемиологическое благополучие, о котором сейчас можно только мечтать. А сегодня мы пожинаем плоды развала санитарно-эпидемиологической службы и уничтожения специалистов, что называли реформой. Мы в Европе живем, как в Африке, — у нас есть случаи столбняка, у нас не прекращающаяся эпидемия кори, которая за два года работы штаба при Минздраве только растет. Плюс к этому у нас грипп со смертельными случаями. Никакой готовности нет — инфекционные стационары держатся лишь на энтузиазме работающих там врачей», — говорит «Вестям» Ольга Голубовская.
Но грипп — это не только проблема стационаров, это проблема и первичной медико-санитарной помощи. По мнению Голубовской, в свободном доступе в аптечной сети должны быть необходимые для лечения гриппа препараты. «В США в аптеках выдают экспресс-тесты на грипп, и если они показывают положительный результат — продают лекарство. У нас даже тестов таких нет», — говорит врач. Иммунолог Андрей Валянский уверяет, что это только начало. «Грипп только начинается, максимальная заболеваемость ожидается в феврале-марте. Пока доминирует H3N2 „Сингапур", с которым украинцы еще не знакомы. Привились, как обычно, менее 1% населения страны», — говорит он «Вестям».
Еще хуже, по его словам, ситуация с корью. «Заболеваемость нарастает, количество летальных случаев увеличивается, и в этой беспомощности спасти может только естественное снижение заболеваемости в апреле-мае. Регионы вовлекаются в инфекционный процесс неравномерно. В одних (Одесская область) проходит уже вторая волна подъема, в других (Луганская, Сумская, Запорожская, Донецкая, Херсонская, Харьковская, Полтавская, Кировоградская, Черкасская, Черниговская области) еще не было серьезной заболеваемости. Но руководству этих регионов не стоит расслабляться. В течение ближайших трех месяцев все изменится и заболеть могут 25-30 тысяч украинцев», — отмечает Андрей Валянский.
Что же касается менингококковой инфекции, то, по словам Ольги Голубовской, рост заболеваемости наблюдается через каждые семь-девять лет. «Я помню, когда в 90-х годах были вспышки этой инфекции, все контактирующие с больным тут же изолировались, обследовались и сеялись. А сегодня, если этого не делать, мы скатимся до уровня средневековья. Ежегодно Кабмин в конце августа выносил постановление о подготовке к сезону гриппа — сколько антибиотиков, противовирусных препаратов куплено. Сейчас все сведено к нулю. Поэтому самое главное — это вовремя обратиться к врачу и подробно описать симптоматику. Просто назофарингит, т. е. боли в горле и заложенность носа, характерен для множества состояний, вызванных как вирусами, так и бактериями. Особенно насторожить должно, когда температура тела растет на глазах, появляются сильнейшие мышечные боли и любая сыпь», — предостерегает Голубовская.