Наши репортеры отправились в путь по северным морям из Мурманска к мысу Дежнева, восточной оконечности Азии, на борту «Федора Ушакова». Судоходство по Северному морскому пути в настоящее время все активнее развивается в связи с потеплением климата. Путешествие на край света на краю ночи.
«Рядом пройдет буря. Ждите волн больше трех метров в высоту. Будьте готовы». Капитан «Федора Ушакова» Александр Кутлубаев предельно серьезен: ночь обещает быть неспокойной. Около полуночи его прогноз сбывается. Лежа на расположенных друг над другом кроватях в нашей каюте, мы чувствуем качку. Под руководством опытного Александра экипаж «Федора Ушакова» обходит циклон и ранним утром выходит в совершенно спокойные воды. Обычная ночь для всех тех, кто, как и мы, отправляются в путешествие по легендарному Северному морскому пути.
«Если бы вы отправились в путь по этому маршруту в 1983 году, должен сказать, я бы был очень встревожен», — говорит консультант по безопасности компании «Совкомфлот» Михаил Суслин. Он знает, о чем говорит. В 1980-х годах он был капитаном Северного морского пароходства и помнит времена, когда десятки судов попадали в ледяной плен в портах Чукотки. «Отмеченное зеленым — это лед толщиной около 30 сантиметров, — показывает нам экран компьютера Александр Ольшевский. — Он простирается больше, чем на 1 500 миль, в обозначенных фиолетовым цветом областях он меньше 30 сантиметров».
Бывший капитан атомного ледокола «Таймыр» провел 30 лет в условиях, которые нам предстоит испытать на себе. По его собственному мнению и данным, условия будут примерно такими же и в этой нашей ноябрьской поездке. Мы вступаем на Северный морской путь, который идет по российской Арктике из Атлантического в Тихий океан через Карское море, море Лаптевых, Чукотское море и Берингов пролив. По нему идут суда самых разных типов: танкеры из Новопортовского, Варадейского или с платформы «Приразломная», а также доставляющие газ корабли предприятия «Ямал СПГ». Северный морской путь — это путешествие по самому краю света.
18 членов экипажа
Наше необычайное путешествие, которое бросает вызов рассказам о самых небывалых поездках, начинается в Мурманске 12 ноября. Отчалить должны в 22 часа. Все члены экипажа «Федора Ушакова» только этого и ждут: оставить позади недельную подготовку и бросить вызов полярным водам. «Говорит капитан. Поднять якорь», — раздается голос из громкоговорителя. Наш новый ледокол, которым управляет экипаж из 18 лучших российских специалистов, проходит перед огнями мурманского порта.
В этом регионе мира действует одно главное правило: чем дальше на север, тем драматичнее истории штурманов. Намного больше, чем та, что описывает события 15 июля 1608 года на 75 параллели. Два моряка экспедиции Генри Гудзона встретили русалку. «Она была прямо за бортом, — гласит судовой журнал. — И смотрела на нас. Она была похожа на женщину с белой кожей и черными волосами. Когда она нырнула под воду, мы увидели ее хвост, как у макрели». Описание, скорее, напоминает тюленя, чем русалку… Гудзон был одним из многих моряков, которые решили исследовать эти северные воды. Они с экипажем намеревались пройти таким путем из Лондона в Китай. Только вот в конечном итоге английский исследователь открыл современный Манхэттен в США.
На две недели быстрее
Понять значение этого морского пути можно только с помощью цилиндрической проекции карты мира, вроде самой распространенной на Западе карты Петерса. Так, например, путь из Лондона в Шанхай составляет 11 865 миль по южным морям и 8 814 по северным. В теории, это должно сэкономить время и топливо. До двух недель по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. В условиях таяния льдов на фоне потепления климата Россия собирается привлечь все больше компаний к этому отныне открытому для мореплавания маршруту. Кроме того, сокращение ледяного покрова с 2000-х годов открывает новые, еще более близкие к северному полюсу маршруты.
Территория Арктики, которая покрыта снегами в начале лета, сократилась на 20% с 1966 года. Северный Ледовитый океан, по которому проходит Северный морской путь, тоже претерпел кардинальные изменения. С 1970-х годов минимальная площадь ледяного слоя теряет порядка 8% за десятилетие. В 2007 году, впервые с тех пор, как человек познакомился с этими водами, Северный морской путь (он также проходит через Канаду) оказался полностью свободным ото льда. Такие условия де факто облегчают навигацию, однако все не так просто.
«Для плавания в Арктике вам нужны специально укрепленные суда, — объясняет Надежда Малышева из медиа-группы „ПортНьюс". — Они прочнее, но в то же время тяжелее и медленнее, потребляют намного меньше горючего». Таким образом, в путешествии по Северному морскому пути требуется сопровождение ледокола, что увеличивает затраты. Несмотря на это, в марте 2017 года Владимир Путин заявил о намерении сделать из него ключ развития Арктики и Дальнего Востока. В частности, планируется увеличить грузопоток через зону до 8 миллионов тонн к 2025 году.
Мы пересекаем 77 параллель на рассвете, около 6 утра. Тем не менее к 11 часам на горизонте уже сгущается тьма, а на море появляется лед. Его слой пока еще очень тонкий: всего 3-5 сантиметров. Затем возникают первые полыньи, то есть зоны очень тонкого льда посреди более толстого. «Перед вами тонкий слой льда, который все еще качается на волнах», — отмечает наш эксперт по льдам Дмитрий Кравченко.
Опасности во льду
На карте нашего пути чередуются имена всех зачарованных севером моряков и исследователей, которые были увековечены в названиях морей и проливов. Новгородцы добрались до Оби еще в XIII веке. Три столетия спустя поморы доплыли до Новой Земли. А с XVI века по Северному морскому пути пытались пройти голландцы и англичане. Только в 1878 году Эрику Норденшельду (Erik Nordenskiold) удалось пройти из одного конца в другой. 60 лет спустя Отто Шмидт проделал этот путь без остановок.
Как-то утром мы встречаем капитана Кутлубаева и Дмитрия Кравченко на мостике, где они тихо обсуждают условия нашего плавания. Хотя «Федор Ушаков» — прекрасное судно, которое прекрасно подходит для арктических условий, все знают, что лед не прощает ошибок. Именно поэтому они не ослабляют бдительности, без конца сверяясь с картами, данными радаров и спутниковыми прогнозами. Все эти предосторожности должны обеспечить успех нашего предприятия: пройти через море Лаптевых к проливу Санникова. «Северный ветер пригнал лед к побережью и сузил наш путь, — объясняет Дмитрий. — Поэтому мы решили пройти по проливу Санникова, где трещины во льду должны облегчить нам задачу».
В море Лаптевых проход через толстый слой льда толщиной более 50 сантиметров требует ручного управления при уменьшении скорости с крейсерской в 12 узлов до 6 или даже 2 узлов (на уровне пешехода). Толчки в результате ветра и столкновения двух льдин вызывают столь сильную вибрацию судна, что мы иногда вскакиваем посреди ночи. Толщина льда быстро переваливает за отметку в 1,5 метра.
Шум, лед и вечная тьма оказывают на людей на борту два эффекта: они всегда хотят спать и есть. По счастью, пища очень вкусная и разнообразная. Каждый прием длится около часа: завтрак в 7:30, обед в 11:30 (в это время снаружи уже ночь), ужин в 17:00. В перерывах в столовой всегда можно найти сухофрукты, чай и сладости.
Тяжелое плавание
В проливе Санникова вполне можно завязнуть во льду, что и произошло с четырьмя кораблями за несколько дней до того. Его ширина составляет всего 55 километров при максимальной глубине в 25 метров. «Федор Ушаков» прокладывает путь, раскалывая льды в удивительно соленой воде: до морского дна тут рукой подать. На спутниковых снимках мы видим сигналы «Джи-Пи-Эс» (GPS) четырех других судов. Они следовали друг за другом, однако слишком рано попытались разойтись. «Их зажало, — говорит капитан. — Они не продвигаются вперед даже на полузла. Им придется ждать, пока за ними не придет ледокол. Будет непросто».
Около трех часов ночи мы видим вдали огни застрявших кораблей. Ледяной ветер задувает нам в уши и отмораживает пальцы, несмотря на перчатки. День и ночь сливаются в одно до такой степени, что все кажется бесконечным коридором тьмы. И тут, меньше, чем за сутки, все меняется. После двух недель к северу от 70 параллели (в том числе одной выше 75 параллели) «Федор Ушаков» вновь видит солнце по нескольку часов в день. Краткие, но очень приятные мгновения после изматывающего путешествия по арктическим водам.
Вокруг нас постепенно вновь появляется мир: белые медведи прогуливаются по льдинам, в воде тут и там виднеются тюлени, а над палубой пролетают птицы. У Берингова пролива нас встречают моржи. Только позднее, пойдя мыс Дежнева (восточная оконечность Евразии), мы оставляем позади Северный морской путь: 2 194 морских мили от мыса Желания до мыса Дежнева за 8 дней, 9 часов и 52 минуты при средней скорости в 11 узлов.
Вызов XXI века
Для корабля вроде «Федора Ушакова» все это было лишь обычным коммерческим плаванием, и количество судов на этом маршруте растет. И если раньше присутствие ледокола было обязательным (оно позволяло обеспечить безопасность сухогрузов и танкеров), китайские корабли с укрепленным корпусом смогли пройти тут самостоятельно и без осложнений.
Как бы то ни было, для многих членов экипажа это путешествие стало своеобразным крещением. «Многие привыкли плавать во льдах, но с этим путем мало что может сравниться, — говорит наш 37-летний капитан. — Это настоящий вызов для моряков. И для капитанов, которым посчастливилось тут пройти. Это возможность попасть в закрытый клуб». Клуб на краю света…