Кто знал, что китайское правительство было настолько наготове? Во время ссоры с Оттавой по поводу ареста Мэн Ваньчжоу (Meng Wanzhou) в Ванкувере в прошлом месяце, оно обвинило Канаду в «западном эгоизме и белом снобизме» за критику в связи с задержанием двух канадских граждан в Китае.
Обвинение в двойных колониальных стандартах на прошлой неделе высказал китайский посол в Канаде Лю Шэй (Lu Shaye) в статье в «Хилл таймс» (The Hill Times). Это был последний залп, выпущенный китайским правительством, которое сейчас оказалось в изоляции от международного сообщества из-за арестов двух канадцев.
Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Европейский союз и Австралия — все они осудили или выразили озабоченность по поводу тюремного заключения Майкла Коврига (Michael Kovrig) и Майкла Спейвора (Michael Spavor). Оба были арестованы по подозрению в «деятельности, угрожающей национальной безопасности Китая», как выразился Лю Шэй.
Их задержание считают очевидным возмездием за арест Мэн Ваньчжоу, случившийся 1 декабря, когда она совершала пересадку в аэропорту Ванкувера. Ее арест был произведен по просьбе Соединенных Штатов, где ее обвиняют в банковском мошенничестве.
Мэн Ваньчжоу — заместитель председателя и главный финансовый директор «Хуавэй» (Huawei), телекоммуникационного гиганта, который многие страны, включая Канаду, считают потенциальной угрозой безопасности из-за его тесных связей с китайским правительством. Некоторые страны, в том числе Соединенные Штаты Америки, запретили использование технологий «Хуавэй» в общественных инфраструктурах, имеющих стратегический характер. Канада также может ввести ограничения.
Лю Шэй полагает, что критика, которую Канада и ее западные союзники направляют в адрес Китая за задержание двоих канадцев, при этом оправдывая арест Мэн Ваньчжоу, — это проявление двойных стандартов. «Похоже, некоторые считают, что только с канадскими гражданами должны обращаться гуманно, и только их свобода считается ценной, в то время как китайцы этого не заслуживают».
Он также назвал арест Мэн Ваньчжоу «необоснованным» и «незаконным». Но доказать это ни он, ни его правительство не могут.
Мэн Ваньчжоу была арестована по запросу об экстрадиции от суда Соединенных Штатов. Ордер на арест был выдан Верховным судом Британской Колумбии после того, как представители юстиции убедили его в срочности этого вопроса и в том, что права Мэн Ваньчжоу, обозначенные в Канадской хартии прав и свобод, нарушаться не будут.
Мэн Ваньчжоу в настоящее время выпущена под залог и живет в одном из своих домов в Ванкувере. У нее и ее адвокатов будет множество возможностей обжаловать запрос об экстрадиции в суде, а также подать апелляцию по любому решению. Весь процесс будет проходить во время открытого судебного заседания, в присутствии общественности и средств массовой информации.
Вопреки утверждениям Лю Шэя, ее арест прошел полностью легально в соответствии с международными законами и договоренностями. Лю Шэй также не вправе утверждать, что Канаде не удалось выразить «участие или сочувствие» в связи с бедственным положением Мэн Ваньчжоу. Участие и сочувствие встроены в канадскую правовую систему, которая исходит из невиновности заключенной и гарантирует защиту ее прав.
По поводу ответных арестов Майкла Коврига и Майкла Спейвора Лю Шэй утверждает, что «компетентные органы Китая приняли принудительные меры в соответствии с законом». Но вновь он не может ничем подкрепить такое заявление. Открытых судебных заседаний не было, и двум мужчинам отказали в адвокатах и регулярном общении с сотрудниками консульства. Говорят, что они содержатся в комнатах, где постоянно горит свет, а это форма пытки.
Когда Канада выражает обеспокоенность по поводу двух своих заключенных граждан, оставаясь при этом относительно оптимистичной по поводу судьбы Мэн Ваньчжоу, это проявление не двойных стандартов, а скорее проблемы, возникшей с одним единственный стандартом: верховенством закона. Этот основной гуманитарный принцип регулирует все аспекты трудного положения Мэн Ваньчжоу, но полностью отсутствует для Майкла Коврига и Майкла Спейвора.
Именно этот единственный стандарт побуждает Канаду регулярно говорить о том, как плохо обращается с китайцами их собственное правительство, будь то сотни тысяч уйгурских мусульман, которые были без всяких оснований арестованы и отправлены в «центры перевоспитания», или жители Гонконга, которые постоянно ощущают, как вокруг их шеи постепенно затягивается петля пекинской «полиции мысли».
Единственные, кто не верит в то, что с гражданами Китая или кем-либо еще будут «обращаться гуманно, считая важной их свободу», — это члены правительства, которое представляет сам Лю Шэй.