Поездка Владимира Путина в Сербию — это попытка сохранить влияние Кремля на Балканах. Из орбиты Москвы вышла Черногория, два года назад вступившая в НАТО. Сейчас все перспективы стать членом Альянса появились у Македонии.
Влияния России на Балканах ослабевают. Накануне своего официального визита в Сербию это признал сам Путин в интервью газете «Коммерсант», посетовав, что американцы занимаются эскалацией напряженности в регионе и стараются навязать ему свое доминирование.
Как полагает российский президент, именно Вашингтон стоял за решением властей Черногории, которые, «не считаясь с настроениями населения», добивались вступления своей страны в НАТО в 2017 году. Путин забыл, правда, добавить, что годом ранее его спецслужбы пытались устроить там государственный переворот, чтобы свергнуть занимающего проатлантическую позицию премьер-министра.
Кремль видит присутствие американской руки также в Македонии, где после свержения автократа Николы Груевского его преемник Зоран Заев смог быстро урегулировать конфликт с Грецией, требовавшей от македонцев изменить название их страны. Скопье, которое много лет вело бесплодные споры с Афинами, смогло наконец вступить на путь к членству в ЕС и НАТО, что, разумеется, не устраивает Москву.
Кремлевские геополитики продолжают оценивать мир в категориях холодной войны, а Балканы остаются для россиян политическим полигоном. Однако Россия способна лишь сохранять статус-кво или создавать хаос. Это показала поездка Путина в Белград, в ходе которой две стороны ограничились подписанием соглашений о взаимном сотрудничестве, но ни словом не упомянули о таких важных для сербах темах, как маршрут газопровода «Турецкий поток» или урегулирование косовской проблемы.
На завершении пограничного спора между Сербией и Косово настаивают американцы. Если стороны придут к согласию, Приштина сможет укрепить свою независимость, а Сербии придется перестать при поддержке россиян блокировать ее членство в таких международных структурах, как Интерпол или ООН. Прекращение конфликта между двумя этими странами не обрадует Москву, ведь она лишится инструмента, позволяющего ей проводить свою политику на Балканах.
Стремясь отметить заслуги сербского президента в проведении пророссийской политики, Путин вручил Александру Вучичу «за большой личный вклад в развитие многостороннего сотрудничества с Российской Федерацией» орден Александра Невского — одну из высших российских наград.
В действительности Вучич уже не первый год играет на два фронта. На официальном уровне он подчеркивает, насколько крепки исторические связи Белграда с Москвой, но сам не всегда идет Кремлю навстречу в важных для того сферах. Сербия не отказывается, например, от военных учений с силами НАТО или не предоставляет дипломатический иммунитет российским сотрудникам гуманитарного центра в Нише. Официально они числятся сотрудниками культурного учреждения, но Запад считает это прикрытием для шпионской деятельности в регионе.
Одновременно сербы покупают у России военную технику, принимают участие в совместных маневрах с россиянами и не собираются присоединяться к западным антироссийским санкциям. В этом плане все указывает на то, что визит Путина не принесет изменений в отношениях между Москвой и Белградом: они не ухудшатся, но и не станут более тесными.