За последние несколько лет международные бренды мира моды и искусства неоднократно оказывались втянутыми в скандалы, связанные с дискриминацией и оскорблениями. Едва только произошел инцидент «оскорбления Китая» международным итальянским брендом, как другой известный итальянский бренд вновь оказался участником скандала, связанного с расовой дискриминацией афроамериканцев. Кроме этого, за последнее время и другие шведские и английские международные бренды оказались в подобных ситуациях. Как же нам следует относиться к тому, что международные бренды часто становятся участниками конфликтов, связанных с дискриминацией? Такая проблема характерна только для мира моды и искусства? Являются ли протестующие «небелые расы» такими восприимчивыми, как о них говорят?
В эпоху колониализма западные товары продавались по всему миру, и подобной проблемы в большинстве своем не возникало. Даже если кто-то протестовал, Запад мог не придавать этому большого значения. Например, в то время в Британской империи употребление в Индии свиного сала и сливочного масла привело к восстаниям солдат, Англия не принесла никаких извинений и лишь подавила мятежи при помощи силы. После Второй мировой войны мир вступил в постколониальную эпоху, и обстановка изменилась.
В постколониальный период транснациональные корпорации поддерживают неравенство. После окончания холодной войны система транснациональных корпораций последовательно расширялась. Одним из основных аспектов так называемой глобальной интеграции выступает то, что развитые страны получают прибыль на внешних рынках за счет транснациональных корпораций, заменяя таким образом прямой грабеж, который в прежние годы происходил при колониализме. По существу, нет большой разницы, всего лишь были изменены формулировки и средства.
Ввиду этих изменений, прежде ничем не прикрытая расовая дискриминация в эпоху колониализма начинает постепенно замалчиваться. Например, доходы Голливуда с внешних рынков уже превысили доходы США в целом, и среди голливудской продукции присутствует большое число элементов незападной культуры, например, Хуа Мулань, панда и другие. Все это не иначе, как надежды на возможность в долгосрочной перспективе зарабатывать на китайском рынке. Несомненно, это принесло Западу и другие плоды: широкое распространение получили теории расового равенства, плюрализма в культуре, многообразия и др. Нам следует иметь в виду, что предпосылкой к тому, что западные международные бренды часто становятся участниками конфликтов, связанных с дискриминацией, является то, что Запад все больше ставит под сомнение и стремится переосмыслить глобализацию, типичным примером этого выступает Дональд Трамп.
Поэтому, столкнувшись с различными «расовыми» инцидентами, наша проблема заключается в следующем: Запад действительно в своей продукции массово использует элементы, которые не имеют отношения к западной культуре, в то же время в научных теориях он заявляет о плюрализме, многообразии. Так что же это все-таки такое — искренность Запада или коммерческое средство, временная мера, которая позволит захватить зарубежные рынки? В самом ли деле Запад раскаивается за расизм или же это простое лицемерие?
Но просто сделать выводы мы не можем. Первое, на что следует обратить внимание — на Западе найдется уйма тех, кто лицемерит. Не так уж и просто полностью уничтожить расизм, который просуществовал на Западе несколько сотен лет. Америка избавлялась от системы апартеида в течение полувека. Отсюда дискриминация, очень часто возникающая в отношении международных брендов и транснациональных корпораций, ничто иное, как их нескрываемое чувство расового превосходства, которое вновь внезапно вырвалось наружу.
Во-вторых, в связи с иммиграцией и перемещением населения некоторые европейцы в самом деле более искренны в своем отношении к расовому равенству. Тем не менее, расизм все же имеет долгую историю и теория и практика расизма в Европе на протяжении долгого времени являются основной тенденцией. Поэтому, несмотря на то, что на сегодняшний день есть европейцы, которые искренне верят в равенство рас, им по-прежнему недостает понимания незападной культуры. Это может служить причиной того, что некоторые высказывания «слишком задевают за живое».
В-третьих, использование идеи расового равенства, чтобы всеми силами замаскировать прошлую расовую дискриминацию, стало результатом того, что забота и помощь малым народам привело западные страны к обратному расовому неравенству — титульные нации западных государств стали объектом «дискриминации». Такая тенденция с каждым днем вызывает на Западе все больше сомнений и провоцирует обратную реакцию. Поэтому инциденты, связанные с этнической дискриминацией, в которых оказываются замешаны международные бренды, скорее всего, являются воплощением подобной обратной психологии.