В последнее время в Эстонии возродились дебаты о гособороне. Будь причиной этого необычное время правления Дональда Трампа в США, возможный распад Евросоюза или абсолютно реалистичная возможность, что следующим премьер-министром Великобритании станет Джереми Корбин. В любом случае действительно стоит обсудить, каков наш резервный план, если нынешний мировой порядок в области политики безопасности распадется.
Типичные рекомендации последнего времени — купить, например, батальон танков (очевидно, 34 шт.) и ракеты противовоздушной обороны средней дальности — примерно такие как комплекс NASAMS, которую приобретают литовцы. Все-таки следует критически спросить, обеспечат ли нам эти оружейные комплексы такое сдерживание, какое нам нужно в отношении России.
Сдерживание — это страх для нападающего, что напав, он сам будет побит. Для Эстонии сейчас самая большая гарантия безопасности — это членство в НАТО, которое поддерживает членство в Евросоюзе. Слабость НАТО в этом регионе — недостаточное количество танков и противовоздушной обороны средней дальности по сравнению с войсками России, и из этого исходят и предложения направить дополнительные инвестиции именно туда.
Правда, даже в случае самого негативного сценария эти танки останутся силам обороны Эстонии и поддержат нашу обороноспособность. Но без поддержки НАТО дадут ли нам танки лучшее сдерживание в отношении России?
Очевидно, нет. Мы можем купить хоть сотню танков и ракеты средней дальности, но Россия знает, что все-таки сможет со временем подавить это своим массивным огнем. Наши танки не напугали бы руководство России в той степени, чтобы Россия должна была изменить свои планы.
Что напугало бы Россию в достаточной мере?
Эстония для России не очень важная страна, поэтому войну с Эстонией Россия планировала бы как маленькую и победоносную. Россия, очевидно, готова смириться с затягиванием войны и умеренными потерями, но не хочет, чтобы война начала слишком сильно влиять на жизнь в России. Для того, чтобы сделать нападение на нас очень дорогим для России, географическое положение Эстонии предлагает нам две возможности: город Санкт-Петербург и морская торговля России.
Для этого нужно купить ракетную систему, которая смогла бы поразить город Санкт-Петербург. В Петербурге большое количество дорогостоящих целей, нападение на которые было бы для России очень болезненным. Там штаб Западного военного округа и Военно-морского флота России. Там множество судостроительных заводов, где ремонтируют дорогие корабли, и еще много хороших целей.
Влияние нападения на Петербург было бы в первую очередь психологическим. Это вторая столица России, где живет много людей, и всего лишь несколько ограниченных ударов по центру города могут оказать большое влияние на общественное мнение. На военное руководство России может, в свою очередь, повлиять угроза напасть на находящиеся в сухом доке на ремонте или на стадии строительства военные корабли, потому что их стратегическая важность для России очень велика.
Вторая возможность повлиять на Россию — нарушить или предпочтительнее даже остановить гражданское судоходство России. Значительная часть внешней торговли России идет через порты Балтийского моря. Морской путь туда пролегает вдоль побережья Эстонии. От полуострова Кыпу до Лахемаа морской путь на протяжении пары сотен километров проходит всего в 30-40 километрах от побережья Эстонии. Для препятствования морской торговле можно захватывать торговые суда, нападать на них и топить. Цель в том, чтобы судовладельцы не осмеливались отправлять свои суда в Россию. В случае успеха это оказало бы на Россию существенное влияние, в том числе воспрепятствовало бы жизненно важному для России экспорту нефти.