С момента вмешательства России в сирийскую гражданскую войну на стороне президента Башара Асада Москва наладила крепкие экономические связи с Саудовской Аравией, увеличила объем сделок с Катаром и продала оружие на миллиарды долларов Объединенным Арабским Эмиратам. В Египте Кремль наладил тесные связи с президентом Абдель Фаттахом Ас-Сиси, чей авторитаризм усложняет его отношения с американскими союзниками. На набирающие оборот российско-арабские отношения обратили внимание в ноябре, когда наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман и российский президент Владимир Путин пожимали друг другу руки и улыбались на саммите Большой двадцатки в Буэнос-Айресе. Учитывая, что это происходило в период, когда Саудовская Аравия столкнулась с гневной реакцией всего мира на убийство журналиста Джамаля Хашогги в стамбульском консульстве королевства, это рукопожатие послужило сигналом готовности Москвы наладить отношения с арабскими странами, не критикуя их нарушений в области прав человека.
Для союзников США из арабских стран растущая роль России на Ближнем Востоке становится важной страховкой в контексте их отношений с президентом Трампом, говорившем о желании уйти с Ближнего Востока и принятое им в декабре решение о выводе американских войск из Сирии.
Господин Путин жаждет воспользоваться расхождениями между Вашингтоном и его союзниками, пытаясь изобразить Москву в роли посредника, способного вести компромиссную политику в отношении проблемных геополитических вопросов, говорят аналитики.
«Они готовы работать с традиционными союзниками Америки и воспользоваться любыми трениями между ними и США, но в то же время не хотят нести основную ответственность за безопасность в регионе так, как это делали США», — говорит Марк Н. Катц (Mark N. Katz), профессор университета Джорджа Мэйсона, преподающий государственное управление и политику, и специалист по связям России на Ближнем Востоке.
Саудовские связи
Вторжение в Сирию упрочило связи Москвы с Ираном и другими союзниками России в регионе, в том числе с ливанским правительством и «Хезболлой». Даже Турция, набирающая обороты региональная держава и ключевая опора сирийской оппозиции, теперь установила теплые отношения с Россией. Кремль также наладил связи с Израилем, а также с соперничающими политическими силами Палестины и Ливии.
Ни в одной стране расширение российского влияния не было столь очевидно, как в Саудовской Аравии, бывшей врагом Кремля в эпоху холодной войны и поддерживавшей сирийских повстанцев, выступающих против режима Асада.
Россия отказалась критиковать Саудовскую Аравию даже после того, как убийство господина Хашогги пошатнуло давний альянс [саудитов] с Соединенными Штатами. Американский Сенат и разведывательное сообщество обвинили в убийстве журналиста наследного принца королевства, в то время как Трамп поддержал молодого члена королевской семьи, фактически руководящего в данный момент страной.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва расценивает попытки Эр-Рияда расследовать убийство журналиста «в позитивном ключе», сообщило государственное новостное агентство ТАСС.
В августе, комментируя дипломатический конфликт между Саудовской Аравией и Канадой в связи с арестом в королевстве группы гражданских активистов, пресс-секретарь министерства иностранных дел России Мария Захарова заявила, что Россия последовательно выступает «за соблюдение общепринятых прав человека с учетом национальных особенностей и традиций, сложившихся в определенном государстве за длительное время». Захарова также заявила, что Москва считает «недопустимой политизацию проблематики в области прав человека».
Улучшению отношений между Россией и Саудовской Аравией способствует общий интерес в регулировании мировых цен на нефть. Обе страны столкнулись с кризисом, когда цены рухнули в 2014 году, а в 2016 году достигли соглашения по сокращению нефтедобычи, благодаря чему Россия стала ключевым партнером стран ОПЕК, где главную роль играет Саудовская Аравия.
Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива должны сотрудничать с Россией для продвижения собственных стратегических интересов, говорит саудовский политолог Мохаммед Аляхийя.
Расширяются и другие экономические связи. В 2015 году государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии опубликовал заявление о намерении инвестировать десять миллиардов долларов в российскую экономику посредством партнерства с государственным Российским фондом прямых инвестиций. Объем торговли между Россией и Саудовской Аравией вырос более, чем вдвое, до 915,2 миллиона долларов в 2017 году по сравнению с 2016, согласно российским государственным СМИ. Значительную долю российского экспорта в Саудовскую Аравию составляет сельскохозяйственная продукция, а из королевства в Россию поступает преимущественно продукция химической промышленности.
Компромисс
Возможности Москвы в ближневосточном регионе, тем не менее, ограничены. Военный и экономический потенциал России все еще составляет лишь часть по сравнению с США, что предельно осложняет попытки Москвы в полной мере выполнять роль Вашингтона на Ближнем Востоке, подчеркивают наблюдатели. Альянс Саудовской Аравии с США восходит к началу холодной войны, а партнерство с Россией еще нужно испытать на прочность.
Однако русские делают все возможное, чтобы распространить свое влияние и продвинуть свои интересы, сотрудничая с правительствами ближневосточных стран. Крошечный Катар, например, в последние годы занимался формированием своих бизнес-интересов с Кремлем, и эти отношения стали более значимыми после того, как Саудовская Аравия, ОАЭ и другие соседи ввели в отношении государства экономический бойкот в 2017 году.
Суверенный фонд национального благосостояния Катара теперь владеет почти 20-процентной долей российской государственной нефтяной компании ПАО «Роснефть», это часть соглашения 2016 года дала Кремлю необходимый приток средств. В 2017 году Катар и Россия подписали соглашения по началу военного сотрудничества.
В то же время Катар работал над укреплением альянса с США, даже после выхода из состава ОПЕК в этом году, что трактовалось как предложение в угоду давно критиковавшему эту организацию господину Трампу. В Катаре расположена большая военная база США, он полагается на Америку в вопросе защиты от более крупных соседей.
Арабские страны теперь пришли к компромиссу в попытках удовлетворить и Москву, и Вашингтон. «Сейчас не холодная война, когда [у России] были свои союзники, а у нас — наши, и было очень мало тех, кто ладил и с той, и с другой стороной», — говорит господин Катц.
Джаред Малсин — корреспондент «Уолл Стрит Джорнал» в Каире.
Энн М. Симмонс возглавляет российское бюро издания в Москве.