Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Mitteldeutscher Rundfunk (Германия): жульничество с упаковками из-за слабого рубля

Цена та же, а товара меньше. Молоко ли, кофе или рис — российские производители жульничают со всеми продуктами питания. Недавно необычная упаковка для яиц стала звездой интернета и породила дискуссию о растущей бедности в стране

© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкПокупатель выбирает куриные яйца в магазине «Полушка» в Санкт-Петербурге
Покупатель выбирает куриные яйца в магазине «Полушка» в Санкт-Петербурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Цена та же, а товара меньше. Молоко, кофе или рис — российские производители мухлюют со всеми продуктами питания. Недавно необычная упаковка для яиц породила дискуссию о растущей бедности в стране, передает «Миттельдойчер рундфунк». Но есть у скандала вокруг этого новшества от удмуртской птицефермы и положительная сторона. Жульничеству с упаковками скоро будет положен конец?

Обман на полке с яйцами? В начале января одна удмуртская птицефабрика, находящаяся почти на 1000 километрах восточнее Москвы, всего за несколько дней прославилась на всю страну. Дело в том, что предприятие «Вараскино» вместо привычной для российских супермаркетов упаковки яиц по 10 штук стало вдруг поставлять упаковки всего с девятью яйцами.

В российском интернете эта горе-новинка всего за пару часов стала мемом и символом снижающейся покупательной способности россиян. Пользователи тысячекратно перепостили картинку, да еще и снабжали ее комментариями, как правило, возмущенными, по поводу социального положения в стране. Темой занялись даже государственные телеканалы.

Шринкфляция хорошо знакома российским потребителям

На самом деле этот феномен, который в экономической науке называется шринкфляцией, хорошо знаком российским потребителям. Установленных законом нормативов для объема товаров в упаковках не существует, поэтому в супермаркетах приходится смотреть в оба. Вот уже несколько лет некоторые производители заливают в тетрапаки не литр молока, как раньше, а 970 или 930 миллилитров.

Упаковку с целым килограммом риса или гречки сейчас найти трудно. Большинство пачек содержат лишь 800 или 900 граммов продукта. Где только возможно, экономят и производители растворимого кофе, засыпая в банки всего лишь 95 граммов кофейного гранулята. Вместо того чтобы просто поднять цены, производители пытаются замаскировать повышение цен таким трюком.

Российская статистическая служба Росстат сообщила, что яйца за прошлый год подорожали на 26%. Вероятно, поэтому новая упаковка для яиц задела российскую общественность за живое. При этом датский производитель упаковок на девять яиц заявил, что уже десять лет поставляет такие упаковки российским птицефабрикам.

Доходы падают пять лет подряд

Одна из причин, почему эта тема вдруг привлекала такое внимание, кроется в растущей социальной озабоченности россиян. В прошлом году правительство не только подняло пенсионный возраст, но и повысило налог на добавленную стоимость с 18 до 20%. Растущие тарифы ЖКХ и растущая задолженность домохозяйств привели к тому, что располагаемые доходы населения за последние пять лет снизились. Эта величина показывает, сколькими средствами располагают домохозяйства после вычета всех обязательных платежей, например, после оплаты счетов за электричество и воду, выплату процентов по кредитам и т.д. По сравнению с 2013 годом сумма располагаемых доходов с учетом инфляции сократилась приблизительно на 10%.

С одной стороны, располагаемые доходы с начала нового тысячелетия почти удвоились. Прежде всего, в период с 2000 до 2007 годы реальные заработки ежегодно росли на 9-15%. Подобный рост мог спокойно перекрыть даже двухзначный показатель инфляции. Но после финансового кризиса 2009 года рост заметно замедлился и в 2014 году ушел в минус, когда в связи с падением цен на нефть и санкциями экономика России оказалась в застое. С тех пор число бедных в стране выросло с 14 до приблизительно 20 миллионов человек. И это несмотря на то, что порог бедности в России сегодня находится на весьма скромном уровне в 135 евро. Согласно опросам частного Левада-центра, 61% россиян воспринимают бедность в стране как позорное явление. В 2015 году этот показатель еще составлял 56%.

Популярность Путина упала

Эти результаты, вероятно, вызывают озабоченность и в Кремле. Ведь социальные проблемы миллионов россиян затрагивают и якобы непоколебимую популярность президента Владимира Путина. Согласно опросам государственного Фонда общественного мнения, сегодня за Путина проголосовали бы лишь 47% россиян. Прошлой весной, еще перед тем, как было объявлено о вызвавшей затем столько споров пенсионной реформе и повышении налога на добавленную стоимость, этот показатель был на 20% выше. Предполагается, что прежде всего повышение налога приведет к дальнейшему росту цен в текущем году. Российский Центральный банк оценивает инфляцию в текущем году на уровне от 5 до 5,5%.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков несколько дней назад сказал, что борьба с бедностью является важнейшим приоритетом президента. После переизбрания в марте прошлого года Путин объявил, что его цель — вполовину уменьшить число бедных в стране до 2024 года. Но даже в правительстве считают эту задачу трудновыполнимой. В сентябре прошлого года вице-премьер правительства по социальным вопросам Татьяна Голикова заявила, что в настоящее время для решения этой проблемы недостаточно инструментов. Министр труда Максим Топилин в свою очередь недавно сообщил, что полное устранение бедности потребует ежегодные дополнительные отчисления из бюджета до 10 миллиардов евро. А такие деньги в российском бюджете не предусмотрены. Но тем не менее его министерство собирается в текущем году разработать дополнительные «инструменты для борьбы с бедностью».

Требования ввести стандарты

А в Думе тем временем некоторые депутаты взяли на мушку производителей, подобных птицеферме «Вараксино». Так, Михаил Дегтярев из псевдооппозиционной партии ЛДПР написал письмо в Министерство промышленности и торговли, в котором потребовал ввести запрет на нестандартные упаковки для основных продуктов питания, в том числе яиц и молока.

«Иногда люди только дома обнаруживают, что купили меньше товара, чем хотели. Именно на это и рассчитывают недобросовестные производители. А ведь это обман граждан», — написал политик. По его мнению, это вызывает сильную озабоченность граждан и дает возможность обманывать потребителей.