Американо-японская компания «Вестингхаус» (Westinghouse) разрешила Украине использовать свою технологию производства ядерного топлива на заводе, который через несколько лет может появиться на просторах нашей страны. Об этом, выступая в парламенте 18 января, сообщил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. По его словам, завод по производству ядерного топлива в Украине может быть построен уже через три года. Более того, он заявил, что строительство завода уже ведется. Из слов Насалика можно также сделать вывод о том, что на данном предприятии будет осуществляться почти полный цикл производства за исключением обогащения урана, «которое мы осуществлять не можем, поскольку утратили статус ядерного государства». Где будет осуществляться такое обогащение, министр не уточнил.
Как известно, на сегодня Украина, в которой на четырех АЭС в работе находятся 15 энергоблоков, не имеет собственных мощностей по производству ядерного топлива и вынуждена его импортировать. До недавнего времени монопольным поставщиком ядерного топлива в нашу страну была российская государственная компания ТВЭЛ. Однако на протяжении последних лет в целях диверсификации поставок Украина также использует топливо производства Westinghouse. После аннексии Крыма Россией и ее агрессии на Донбассе этот процесс ускорился. На сегодня в поставках ядерного топлива в нашу страну между ТВЭЛ и Westinghouse наблюдается относительный паритет, но в 2021 году, о чем напомнил в Верховной раде министр Насалик, американское топливо на отечественных АЭС будет превалировать.
ТВЭЛ и другие
Идея строительства завода по производству ядерного топлива в Украине не нова. Раньше планировалось, что его будут строить совместно с ТВЭЛ (украинской стороне в совместном проекте принадлежало 50% плюс 1 акция, российской — 50% минус 1 акция), разумеется, под российские технологии производства топлива, однако после известных событий этот проект заглох.
Летом 2016 года появилась информация о том, что завод по производству ядерного топлива в Украине построит Westinghouse. Автором этого сообщения стал все тот же Насалик. Но как выяснилось несколько позже, у американской компании таких планов, мягко говоря, не было. О чем Westinghouse тактично, но совершенно прозрачно заявила. При этом в компании намекнули, что, если «Украина решит сделать такого рода инвестицию, Westinghouse рассмотрит вопрос участия».
В том же 2016 году прошла информация о предварительной договоренности по производству ядерного топлива между Украиной и Казахстаном, но и она впоследствии не подтвердилась. А в 2018 году китайская «Чайна ньюклиар энерджи индастри корпорэйшн» China Nuclear Energy Industry Corporation (CNEIC) заявила о намерении выкупить долю ТВЭЛ в проекте по строительству завода, а также обеспечить финансирование строительства предприятия.
Энергетическая стратегия до 2035 года предусматривает «обеспечение функционирования завода по фабрикации ядерного топлива в Украине для поставок топлива на внутренний и внешний рынок». Однако, как ранее писал «Апостроф», перспектива появления такого предприятия в нашей стране видится как довольно отдаленная.
Упущенные возможности
По словам президента Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаила Гончара, на сегодня можно говорить о возможности лишь фабрикации ядерного топлива в Украине. То есть — о конечной сборке тепловыделяющих элементов. В разговоре с «Апострофом» он рассказал, что в 1990-е годы в Украине рассматривались варианты создания полного цикла производства ядерного топлива при помощи США, но тогда «мы свое окно возможностей упустили». «Как раз тогда появилась компания Westinghouse (направление атомной энергетики было выделено в отдельную компанию Westinghouse Electric Company в 1998 году — «Апостроф»). Потом это все было «успешно» завалено нашими усилиями. Никто ничего не сказал против, но прозвучало это так, что нет денег в бюджете. А на нет и суда нет», — пояснил эксперт. Кроме того, добавил он, ситуацией начали активно интересоваться россияне, которые не хотели упустить такой перспективный рынок ядерного топлива как украинский.
Сейчас, когда международный режим контроля за распространением ядерных технологий значительно ужесточился, Украина уже не может получить возможность осуществлять полный цикл производства ядерного топлива. «Мы можем добывать урановое сырье, передавать его на циклы переработки и обогащения, после чего получать (топливные) таблетки и производить фабрикацию», — отметил Михаил Гончар.
Чувствительный вопрос
С заводом ядерного топлива есть еще одна проблема. По словам директора спецпроектов научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, строительство такого предприятия в Украине экономически нерентабельно, убыточно. «Это можно делать только с политической точки зрения», — пояснил он. Специалист считает, что этот проект можно реализовывать, так как «необходимо отвязываться от ТВЭЛа». «А отвязка от ТВЭЛа только посредством закупки топливных сборок у Westinghouse — шведского завода в Вестеросе — недостаточна. Необходимо еще», — рассказал Рябцев.
По словам директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, перспективы у такого завода есть, но лишь в том случае, если его продукция будет поставляться не только на украинские атомные станции, но и на АЭС других стран. «Иначе он будет недостаточно рентабельным», — сказал эксперт «Апострофу». При этом, по его словам, говорить о конкретике в этом проекте слишком рано: «Это далекие перспективы».
Как рассказал Михаил Гончар, ранее Westinghouse рассматривала возможность создания в Украине производства ядерного топлива не только для нашего внутреннего рынка, но и с прицелом на другие страны Восточной и Центральной Европы. «Это сильно бы улучшило экономику такого предприятия», — отметил специалист, добавив, что «видя наши очередные зигзаги, отскоки и откаты», в Westinghouse осознали, что время уходит, и «расширили возможности завода в Вестеросе в Швеции, откуда мы, собственно, топливо и получаем».
Геннадий Рябцев высказывает большие сомнения в том, что сейчас Westinghouse согласится перенести в Украину производство ядерного топлива, которое могло бы затем поставляться в другие страны. «Все, что касается ядерных технологий, — это очень чувствительный вопрос. Можно на пальцах пересчитать случаи, когда соответствующие технологии передавались другой стороне. В таком случае государство, которое строит на своей территории завод, теряет все права на продукцию завода», — отметил эксперт.
А был ли мальчик?
В конце 2018 года в одном из отечественных СМИ появился довольно дискуссионный материал, посвященный вопросу поставок ядерного топлива в нашу страну. В нем, в частности, говорилось, что по данным источников в украинской власти, Westinghouse все-таки настроен, причем достаточно серьезно, на то, чтобы организовать производство ядерного топлива в Украине. В таком случае, сказанное Игорем Насаликом полностью вписывается в эту концепцию, и тогда весьма странно и даже удивительно, что «сенсация» от главы Минэнерго осталась практически незамеченной.
Но возможно, что украинский министр опять выдает желаемое за действительное — опрошенные «Апострофом» эксперты, говорят о том, что «к словам Насалика нужно относиться с большой осторожностью», так как многое из того, что он говорит, «не соответствует действительности». Далеко ходить не надо — достаточно вспомнить информацию 2016 года о якобы планах Westinghouse построить в Украине все тот же завод по производству (или фабрикации — в данном случае, не суть важно) ядерного топлива. Дальше слов дело не пошло…