Район города Шата на равнине аль-Гхаб в Сирии, в западной части провинции Хама стал полем боя для двух подразделений сирийской армии — четвертой дивизии, которой командует брат Башара Асада Махер, и пятого корпуса, находящегося под командованием бригадного генерала Сухейла аль-Хасана.
Между этими двумя соединениями одной и той же армии идут ожесточенные бои, уверяет немецкий журнал «Шпигель». Подоплека состоит в том, что части сирийских вооруженных сил фактически не подчиняются Асаду, а контролируются его иностранными покровителями, которые их вооружают, кормят и дают им задания.
Четвертая дивизия находится под контролем Ирана, который хочет закрепиться на этой стратегически важной равнине, и уже заняла там несколько деревень. Однако русские, как утверждают журналисты «Шпигеля», тоже сознают значение этой территории, прилегающей к Идлибу, и они решили разместить там свои «лояльные» сирийские части — в частности, оснащенный и вооруженный ею пятый корпус под командованием генерала аль-Хасана.
Утром 19 января соединения сошлись на поле боя. «Русско-сирийский» корпус быстро доказал свое превосходство, выбив «ирано-сирийскую» дивизию из занятых ею деревень и уничтожив весь дивизионный бронетранспорт. Сражение продолжалось до вечера, пока темнота не заставила обе стороны свернуть боевые действия. На следующий день они не возобновились, за исключением спорадических перестрелок.
Издание утверждает, что конфликт между русскими и персами в Сирии не нов — наемные или контролируемые этими странами подразделения неоднократно воевали между собой в последние месяцы.
В октябре разразилась война между верным Асаду кланом суннитских банд, которые хотели захватить контроль над восточной частью Алеппо после победы над повстанцами, и иранско-сирийским ополчением, преследовавшим ту же цель. При этом русские снабжали суннитский клан оружием, боеприпасами и обеспечивали им материально-техническую базу.
В июне имели место столкновения между российскими военными и боевиками «Хезболлы», которые хотели захватить контроль за пограничными переходами между Ливаном и Сирией после того, как из приграничных районов выбили боевиков ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. ред.).
Утрата общего врага выявила противоречия между союзниками и их целями. Русские стремятся сохранить в Сирии власть Асада, добиться там стабильности и покоя, параллельно создав себе ближневосточный плацдарм. У Ирана же цели более серьезные — там намереваются сделать Сирию собственным сателлитом, насадив среди алавитов, употребляющих спиртное и не заставляющих своих женщин закрывать лица, радикальный шиитский вариант ислама.
Как отмечают обозреватели, именно усугубившиеся разногласия между россиянами и иранцами в Сирии могут объяснить тот факт, что в России не слишком возражали против последнего израильского удара по иранским объектам. Иранцы же начали публично жаловаться на то, что русские не задействуют комплексы С-300 при израильских авиаударах.