«Это — первый в истории премьер, который в ходе переговоров в мирное время сам отказался от государственного суверенитета». Такое «горячее» электронное письмо я получил от бывшего замминистра иностранных дел.
Эти опасения связаны с дипломатией Абэ, который взял курс на то, чтобы фактически сосредоточиться на возврате только Хабомая и Шикотана из четырех островов. Площадь этих двух островов составляет всего 7% от Южных Курил. «В МИД стремительно сложилась атмосфера, при которой никто не может заявить о возврате четырех островов», — говорит приятель из Касумигасэки (правительственный район).
После Мэйдзи дипломатия Японии в отношении России представляла из себя смесь примирения и сдерживания. Союз Японии и Великобритании в 1902 году был военным, направленным на противоситояние проникновению России в Манчжурию на фоне борьбы великих держав за куски империи Цин.
Это — продукт конфликта между пророссийским Хиробуми Ито и пробританскими министром иностранных дел Дзютаро Комура, а также его сторонниками. В настоящее время премьер Абэ и министр иностранных дел Коно стремятся к примирению с Россией. У пророссийской фракции в министерстве нет никакой оппозиции.
Меня удивило заявление Абэ по поводу японо-британских отношений, сделанное 10 января в ходе пресс-конференции после встречи в Великобритании с премьером Мэй: «Мы пришли к крепким отношениям, которые даже можно назвать японо-британским союзом».
Союз существовал примерно 21 год. После этого Япония, оказавшаяся на грани крушения в результате противостояния с Великобританией и США, после Второй мировой войны относилась к сотрудничеству с этими странами, ставшими мировыми гегемонами, крайне трепетно. Несмотря на это, заявление о считающем Россию врагом японо-британском союзе, сделанное накануне встречи с президентом Путиным, выглядит неподготовленной провокацией.
Великобритания, лишившаяся позиций в Азии в сравнении с временами Британской империи, не намерена заключать с Японией союз в оборонной сфере. Мэй в ходе пресс-конференции подчеркнула, что Япония и Великобритания — богатые островные страны, а также врожденные партнеры.
В Великобритании существует мнение, что Россия — агрессивное империалистическое государство. В 2014 году она аннексировала украинский Крым. Есть подозрения, что Россия нанесла киберудар по британскому референдуму о выходе из ЕС, который прошел в 2016 году. В марте прошлого года на юге Великобритании в бессознательном состоянии был найден бывший русский разведчик, которого отравили нервно-паралитическим веществом.
В связи с этим инцидентом правительство Великобритании депортировало 23 российских дипломата. Основные западные страны поддержали эти меры, но Япония — нет. Высокопоставленный британский чиновник, связанный с дипломатией в Азии, высказал мне свое недовольство: «Я понимаю заботу о японо-российских отношениях, но действительно ли Япония является страной, разделяющей общие ценности?».
Япония будет председательствовать на саммите G20, который пройдет в Осаке в июне. Если она легко уступит России суверенитет на «северные территории», которые являются исконно японскими островами, то пошатнется международный принцип власти закона, как это было в случае с аннексией Крыма.
Ключевая фигура в японо-британских отношениях, бывший посол в Японии Дэвид Уоррен отмечает: «Реакция международного сообщества на аннексию Крыма напрямую связана с такой проблемой, как если бы Китай попытался при помощи военной силы присоединить Тайвань».
И Японии, и Великобритании выгодно поддерживать международное сотрудничество, направленное против супрематизма. Как Японии балансировать между прозападной позицией и исправлением отношений с Россией? Настал год, когда отношения Япония/Россия и Япония/Великобритания будут вновь пересекаться.