Российская компания намерена привлекать новых клиентов и не исключает дальнейших приобретений.
Немецкий рынок нефтепродуктов не славится большой динамичностью. Известные бренды, такие как «Шелл» (Shell), «Бритиш петролеум» (BP) и «Тоталь» (Total), присутствуют здесь во всех сегментах бизнеса — от НПЗ до оптовых продаж и автозаправочных сетей. Но недавно в устоявшейся структуре рынка наконец появился источник движения: «Роснефть Дойчланд» (Rosneft Deutschland) с начала этого года приступила к самостоятельным продажам и намерена теперь привлекать клиентов напрямую.
До сих пор немецкая «дочка» российского нефтяного гиганта реализовывала свои нефтепродукты в Германии через партнера — «Бритиш петролеум». «Клиенты рады тому, что на рынке появился еще один игрок» — отмечает в разговоре с «Хандельсблатт» Брайан Честерман, руководитель «Роснефть Дойчланд».
С 2011 года компания работала в Германии в рамках совместного предприятия с «Бритиш петролеум». «Это был важный шаг для Роснефти по развитию бизнеса вне России», — говорит Честерман. По его словам, сотрудничество с «Би-пи» в течение всего времени было крайне успешным.
И все же в 2015 году компания задумалась о том, чтобы встать на ноги в Германии самостоятельно. «Это мы и осуществили в начале года — как и было запланировано. Это был логичный шаг. Мы также видим в этом подтверждение важности немецкого рынка для компании» — отмечает Честерман.
В Германии Роснефть владеет 54%-й долей в НПЗ «Петрольхеми унд крафтштоффе» (PCK) в бранденбургском городе Шведт, а также 25% в НПЗ «Байернойл» (Bayernoil) в Фобурге и 24% в НПЗ «Минеральольраффинери Оберрайн» (MiRO) в Карлсруэ. Заводы производят широкий спектр нефтепродуктов — от бензина и дизеля до авиакеросина, нефтехимии и битума.
Компания отмечает, что является третьим по величине нефтепереработчиком в Германии и одним из ведущих оптовых поставщиков. Российская материнская компания, насчитывающая около 300 тысяч сотрудников, относится к ведущим нефтегазовым концернам мира. По запасам и добыче жидких углеводородов Роснефть — крупнейшая в мире публичная компания.
Российскому государству в лице Роснефтегаза принадлежит чуть больше 50% акций компании, концерну «Би-пи» — еще 19,75%. Глава компании Игорь Сечин — доверенное лицо Путина, председатель совета директоров — Герхард Шрёдер. Компания находится в санкционном списке США.
Сотни клиентов в Европе
Россия, опережая с огромным отрывом Норвегию, Ливию и Казахстан, является важнейшим поставщиком нефти для Германии. Особое значение при этом имеет нефтепровод «Дружба», по которому российская нефть по нескольким «веткам» поставляется в Европу, в том числе — напрямую на НПЗ PCK в Шведте, где Роснефть является мажоритарным акционером.
Теперь «Роснефть Дойчланд» намерена проявить себя и в качестве прямого поставщика. Компания поставляет нефтепродукты автомобильным, железнодорожным и речным транспортом, а также с помощью нефтепродуктовода — и уже насчитывает более 500 клиентов в Германии, Польше, Чехии, Швейцарии, Австрии и Франции.
«На данный момент, конечно, нашим приоритетом является расширение клиентской базы», — говорит Честерман. Однако дальнейших приобретений компания также не исключает. «Мы всегда открыты для возможностей на рынке. Это относится и к нашим активам в НПЗ. Но нас также регулярно спрашивают, хотим ли мы покупать автозаправочные станции. Если будет выгодная возможность, мы рассмотрим ее. Мы ничего не исключаем».
Эксперты рынка позитивно расценивают тот факт, что Роснефть теперь взаимодействует с клиентами напрямую. Значительного передела рынка они при этом не прогнозируют: «С точки зрения клиента это определенно улучшение, ведь исключается промежуточное звено при продажах», — говорит Ойген Вайнберг, аналитик «Коммерцбанка» (Commerzbank).
Топливо будущего
Растущие требования в сфере защиты окружающей среды руководитель «Роснефть Дойчланд» Честерман воспринимает спокойно. «Мы убеждены, что спрос на жидкие углеводороды продлится еще долгое время. Для судов, самолетов или грузовиков, а также продуктов нефтехимии, вероятно, не будет альтернативы нефти в долгосрочной перспективе» — отмечает он. Спрос на топливо из ископаемых источников будет меняться, но этот процесс будет очень долгосрочным.
По мнению господина Честермана, со временем больше значения будут придавать и синтетическим топливам. «Мы убеждены, что они могут сыграть важную роль в будущем. Но на данный момент еще нет экономических условий, чтобы войти в такое производство». Чтобы у синтетического топлива был реальный шанс, необходимо соответствующее регулирование. «До сих пор транспортная политика Германии была в одностороннем порядке сосредоточена на батареях в качестве альтернативы ископаемому топливу. Мы бы хотели, чтобы дискуссия и регулирование были открытыми для различных технологий» — отмечает Честерман.