Ровно через год после того, как правительство Трампа объявило о своей стратегии национальной безопасности, в рамках которой Китай и Россия были определены как самая большая стратегическая угроза для Соединенных Штатов, в декабре министерство обороны США опубликовало доклад о росте военного потенциала Китая.
Аналитики и аналитические центры еженедельно рассылают по всему миру комментарии и отчеты, в которых Китай изображается как новая мировая держава, которая в экономическом, технологическом и военном отношении угрожает США и заставляет их обороняться.
В частности вице-президент Майкл Пенс (Michael Pence) постоянно называет Китай стратегической угрозой. У Китая дурные намерения, и он хочет стать глобальной сверхдержавой за счет Соединенных Штатов, предостерегает Пенс.
Поэтому растущее экономическое и политическое влияние Китая следует затормозить, говорит он.
Его поддерживает бывший датский министр образования и исследований Сёрен Пинн (Søren Pind), который в статье в «Берлингске» (Berlingske) в сентябре характеризовал Китай как «империю зла», то есть дал ему то же определение, что американский президент Рональд Рейган использовал в отношении Советского Союза на пике холодной войны.
Проблема касается и датчан: если Китай инвестирует значительные средства в Гренландию, обоснуется в критически важных инфраструктурах в Арктике и сделает Гренландию зависимой от денег из Пекина, к кому подадутся гренландцы в тот день, когда освободятся от Дании?
Конечно, к Китаю — а как тогда насчет базы в Туле? Как насчет стратегического доминирования США в Северной Атлантике? Как насчет ресурсов в недрах Гренландии?
Все это будет контролировать Китай, опасаются США. Поэтому они предостерегают против инвестиций Китая в важные инфраструктуры Гренландии. Уже сейчас Соединенные Штаты обеспокоены, не начнет ли Китай отвечать за обслуживание, например, аэропортов в Гренландии, потому что американцы уверены, что Китай хочет использовать это в военных целях.
Соединенные Штаты обеспокоены экономической экспансией Китая не только в Гренландии. Например, американцы давно обвиняли китайского технологического гиганта «Хуавэй» (Huawei) в шпионаже. «Хуавэй» уже сейчас — крупнейший производитель айти-оборудования, например, роутеров.
США предостерегают против того, чтобы западные страны предоставляли организацию сети «пять-джи» (5G) «Хуавэй». Все больше и больше стран следуют совету США и отказываются от «Хуавэй» в качестве поставщика или обдумывают такую возможность.
По запросу США в Канаде в декабре была арестована финансовый директор «Хуавэй» Мэн Ваньчжоу, и она до сих пор находится под стражей. Американцы обвиняют ее в том, что еще в 2014 году, до заключения ядерного соглашения с Ираном, она создавала в Соединенных Штатах компании-посредники, чтобы обойти санкции против этой страны.
Китай резко протестовал против обвинений в адрес Мэн и ответил задержанием двух граждан Канады, что на Западе считают местью и угрозой, что конфликт будет отражаться на ни в чем не повинных гражданских лицах. Спор до сих пор не решен.
Конфликт с «Хуавэй» можно рассматривать как часть торговой войны Трампа против Китая. Однако обеспокоенность США в связи с тем, что Китай собирается использовать свои огромные достижения в области передовых айти-технологий, не ограничивается подозрениями в корпоративном шпионаже, но также касается и обычной угрозы безопасности страны.
Наряду с Соединенными Штатами Китай дальше всех продвинулся в развитии искусственного интеллекта, передовых технологий наблюдения и машинного обучения, которое позволяет компьютерам самообучаться без специального программирования человеком.
Китай использует передовые айти-технологии для слежки за своими гражданами, а также для контроля и подавления мусульманского населения — уйгуров в провинции Синьцзян, граничащей с Пакистаном и Афганистаном.
Именно в Пакистане Китай инвестирует значительные средства в престижный проект президента Си, так называемый «проект нового Шелкового пути», но вообще план начал воплощаться в жизнь уже во многих местах по всему миру. За счет инвестиций в крупные инфраструктурные проекты Китай расширяет свою экономику, обеспечивая себе важные ресурсы и, по словам президента Си, способствует экономическому развитию и благосостоянию развивающихся стран.
Американцы обвиняют Китай в том, что он хочет контролировать страны-партнеры, делая их финансово зависимыми и экспортируя туда передовые технологии контроля. Правозащитные организации поддерживают эти обвинения.
В журнале «Форейн полиси» (Foreign Policy) известный американский публицист Роберт Каплан (Robert D. Kaplan) недавно опубликовал тревожную статью о реальном риске того, что «новая холодная война между Китаем и США» может разогреться и в обозримом будущем привести к ядерной войне.
Другие известные исследователи утверждают, что образ китайской угрозы сейчас сильно преувеличен и основан на неправильном понимании намерений Китая. В своем свежем отчете аналитический центр «Брукингс» (Brookings) рекомендует США лучше начать технологическое сотрудничество с Китаем, а не обострять противостояние.
Таким образом, нет однозначного ответа на вопрос, действительно ли Китай угрожает Соединенным Штатам. Наоборот, среди исследователей, политиков и экспертов можно увидеть все усиливающийся раскол в отношении к этой проблеме.
Независимо от того, по какую сторону баррикад вы находитесь в этой дискуссии, в ближайшие годы соперничество между Соединенными Штатами и Китаем будет усиливаться и все чаще ставить глобальные задачи в сфере политики безопасности.