Пучдемон подмигивает Кремлю. И не особенно скрывает это. В интервью российской газете «Комсомольская правда» беглый экс-президент не только объявляет о будущих близких и дружественных отношениях «независимой Каталонии» с Россией, но и идет дальше, повторяя заклинания пропагандистской машины Кремля, эффективной частью которой, кстати, является и эта газета. Мы не знаем точно, чего именно добивается Пучдемон такими заявлениями, но это действительно значимая новость.
До сих пор лидеры сторонников отделения Каталонии от Испании избегали демонстрировать близость или явный настрой на установление отношений с Кремлем. Борцы за независимость Каталонии надеялись на поддержку и признание основных западных держав и мечтали о том, что Каталонская республика автоматически сохранится в составе Евросоюза. Соответственно, сближение с Кремлем могло принести для них если не отрицательный, то во всяком случае нежелательный результат. Но в отсутствие отклика на свои надежды Пучдемон, кажется, не хочет упустить ни малейшей возможности для достижения желанной интернационализации процесса отделения.
Некоторые из его утверждений в ходе интервью, несомненно, преследуют цель привлечь на свою сторону симпатии российского общественного мнения и самого Кремля. Так, Пучдемон призывает к бдительности на фоне «полного падения морального авторитета ЕС»; на вопросы о Крыме и Донбассе (Украина) отвечает, что «люди всего мира должны иметь одни и те же права на признание их волеизъявления международным сообществом». А по поводу НАТО говорит, что следует переориентировать ее на роль скорее как организации для защиты демократии и мира. То есть, экс-президент Каталонии присоединяется к кампании Кремля по подрыву авторитета ЕС и европейской демократической системы, признает законной скрываемую военную интервенцию России на Украине и выдвигает серьезные сомнения относительно роли НАТО. Мы не знаем — поскольку на этот счет не было вопроса — его мнения о том, чем же тогда занимается НАТО сегодня, если не вопросами защиты демократии и мира.
В репортаже подробно описываются основные принципы каталонского движения за независимость, а с помощью интервьюера Пучдемон протаскивает и несколько ложных тезисов. Так, например, он утверждает, что только 10% каталонцев выступают против независимости региона, не указывая, что это всего лишь данные о голосовании, состоявшемся 1 октября. Что это был за «референдум», естественно не уточняется, и точно так же это подавалось в российских средствах массовой информации. То есть, нигде не говорится об «официальном референдуме», а лишь упоминается некий «референдум».
Точно так же Пучдемон квалифицирует как «дезинформацию» сообщения о российском вмешательстве в каталонский кризис и утверждает, что некий «доклад экспертов британского парламента отрицает какое-либо секретное влияние со стороны России». А ведь в этом докладе говорится, что «приведены доказательства, ясно указывающие на возможное российское вмешательство». Пучдемон прибегает здесь к приему подстановки одного вместо другого. То есть на самом деле он ссылается не на «доклад экспертов британского парламента», а на новость, полученную от некоего хакера, симпатизирующего Викиликс, то есть на одно из 154 фейковых сообщений в европейской прессе, подтверждающее его аргументы.
Все интервью подано в благожелательном тоне, и Пучдемон представлен как «мирный повстанец с Пиренейского полуострова», который сейчас проживает в Брюсселе в интересном качестве «политического эмигранта». Возможно поэтому один из членов его команды в городке Ватерлоо опубликовал восторженный твит по поводу интервью Пучдемона «самой главной (по его словам) газете России». Тем не менее, хотя сам герой этого интервью и говорит о будущей дружбе с Москвой, экс-президента Каталонии называют в этом интервью «лидером каталонских сепаратистов». В русском тексте это привносит в его характеристику резко негативный элемент, поскольку в этой стране любой человек может оказаться в тюрьме только за упоминание в социальных сетях чего-то, что даже отдаленно вызывает симпатию к сепаратизму в Российской Федерации.
Точно так же, хотя в программах главных российских телевизионных каналов (Россия 1, НТВ, РТ, Россия 24 или Первый канал) широко освещались факты борьбы каталонцев за автономию, местные обозреватели были глубоко разочарованы бегством Пучдемона, ставшего предметом насмешек. Если бы люди, окружающие экс-президента, провели более спокойный и глубокий анализ, они легко поняли бы, что главным результатом этого интервью стало совсем не то, на что они рассчитывали. Эти заявления Пучдемона и сама его фигура служат главным образом для того, чтобы донести до россиян точку зрения Кремля о застое в ЕС, раздираемом конфликтами, о неравенстве и нарастающей бедности его жителей. Отсюда, например, и широкий показ выступлений желтых жилетов во Франции, которые, по мнению этих СМИ, по сути немногим отличаются от того, что произошло в Каталонии осенью 2017 года — в Ватерлоо об этом даже не догадываются.