Россия препятствует движению судов к портам на востоке Украины? Или Украина преувеличивает? Чтобы разрядить конфликт, Германия предлагает отправить наблюдателей в район Азовского моря.
То, что Керченский мост — не просто мост, лично продемонстрировал Владимир Путин. Камеры российского телевидения сопровождали российского президента, когда он садился за руль оранжевого грузовика. Всего через два года после начала строительства Путин стал первым, кто проехал по мосту стоимостью более 200 миллиардов рублей, соединившему континентальную часть России с Крымом. Это событие 15 мая 2018 года ознаменовало собой двойную стратегическую победу Кремля: было открыто сухопутное сообщение с Крымом, а морской проход на Украину оказался заблокирован, по крайней мере для «гигантов» международного судоходства.
В одночасье было решено, что максимальная высота судов, которые могут проходить через Керченский пролив в жизненно важные для Украины порты на востоке страны, теперь составляет 33 м. Грузовые суда высотой до 41 м из Америки или Азии, которые прежде везли из украинских портов уголь и сталь, больше не могут пройти под Керченским мостом. Это катастрофа для металлургических комбинатов «Азовсталь» и ММК им. Ильича, где работают порядка 25 тысяч человек. Сердце украинской экономики бьется все слабее и прерывистее.
Маас хочет отправить немецких и французских наблюдателей
А те суда, которые могут проходить под мостом, страдают от российских придирок, сообщают руководители портов в Мариуполе и Бердянске. Многие вынуждены ждать днями напролет, пока российские военные не разрешат им пройти через пролив. Компании теряют не только миллионы рублей, но и доверие клиентов и поставщиков в долгосрочной перспективе. Россия же решительно отвергает обвинения в ограничении судоходства. Проход в Азовское море свободен, заверил две недели назад министр иностранных дел РФ Сергей Лавров своего немецкого коллегу Хайко Мааса (СДПГ).
Маас приехал в Москву с инициативой, при помощи которой можно будет способствовать разрядке конфликта. В Керченский пролив нужно отправить немецких и французских наблюдателей, чтобы зафиксировать, «действительно ли обеспечивается свободный проход», заявил Маас в интервью в программе «Берлин директ» (Berlin Direkt) на телеканале ЦДФ (ZDF). В общем-то, Россия и Украина в 2003 году в двустороннем соглашении закрепили совместное использование Азовского моря. Но де-факто Россия в одиночку решает, какие корабли могут пройти через пролив, а какие нет. Маас исходит из того, что проход свободен, тем не менее он отмечает: «Но мы хотим проверить и это». Его предложение — вклад в деэскалацию, который поможет обеим сторонам.
Москва и Киев не доверяют друг другу
Обе стороны ожидаемо видят это по-своему. В Москве Сергей Лавров в целом продемонстрировал готовность пустить немецких и французских наблюдателей на контролируемые Россией территории, но соглашение с Украиной Москва подписывать не хочет. Как утверждается, киевское руководство слишком часто при Петре Порошенко давало обещания, а потом не сдерживало их. На совместной конференции Лавров сказал о посреднической попытке Мааса следующее: «Здесь не нужны посредники — надо просто приказать киевским властям».
И в Киеве от противника ожидают только плохого. «Пожалуй, немецкое предложение — хорошая идея», — сказал министр иностранных дел Украины Павел Климкин в интервью телеканалу ЦДФ. Но одного подсчета кораблей недостаточно. «Сама проблема заключается все же в том, что Россия после Крыма теперь оккупирует еще и Азовское море, беря под единоличный контроль проход через Керченский пролив». И пара наблюдателей это не изменят. «Нам необходимо давление. В том числе и с немецкой стороны».
Запланированы консультации в Берлине
Российское и украинское правительства говорят друг о друге с такой ненавистью, что федеральное правительство новый раунд переговоров на следующей неделе уже считает успехом. В Берлине пройдут консультации глав внешнеполитических ведомств, посвященные немецкой инициативе. «Обе стороны должны пойти навстречу друг другу, иначе это не будет работать», — сказал Маас. Если все будет хорошо, миссия наблюдателей, вероятно, может быть согласована уже на полях Мюнхенской конференции по безопасности. В противном случае очередная посредническая попытка потерпит крах.