Они должны были стать гигантами 21 века. Их ускоренный рост должен был обеспечить им господство в мировой торговле. Их развивающиеся компании должны были как бульдозер прокатиться по западным рынкам, а разбогатевшие рабочие подстегнуть потребительский спрос.
К настоящему времени страны БРИКС (этой звучной аббревиатурой обозначают Бразилию, Россию, Индию и Китай) должны были оставить переживающий упадок Запад далеко позади.
Но все пошло не по сценарию. Если не считать Китай, страны БРИКС переходят из кризиса в кризис, не оправдывая ожиданий экономистов и инвесторов. Но с наступлением 2019 года произошло нечто значительное.
Четыре развивающихся рынка ценных бумаг сделали мощный рывок, ведомые набирающей силы Бразилией и внезапно оживившейся Россией. БРИКС наконец-то оправдывает ожидания. Просто на это ушло чуть больше времени, чем изначально полагали экономисты.
Если вернуться на десятилетие назад, то объединение БРИКС казалось неудержимым. Это название в 2001 году придумал бывший экономист «Голдман Сакс» Джим О'Нил (Jim O'Neill) для группы стран, которые, по его мнению, со временем должны занять господствующее положение в мировой экономике. Название прижилось и зажило собственной жизнью.
К 2009 году четыре члена БРИКС уже проводили саммиты, похожие на встречи «Большой семерки» более развитых стран, и почти каждый фондовый менеджер создавал фонд, чтобы воспользоваться их бурным ростом.
В этой теории не было ничего ошибочного. Все четыре страны обладают огромным потенциалом для быстрой индустриализации. На их долю приходится четверть земной суши и 40% населения нашей планеты, причем большая часть этого населения молода и хорошо образована.
Если бы эти страны догнали Европу, Северную Америку и Японию по уровню благосостояния и развития, они преобразили бы мировую экономику.
Но проблема в том, что политика этих стран стала препятствием на пути их развития. Коррумпированный режим левого толка в Бразилии запустил страну, в которой одна неудача следовала за другой.
Военные авантюры и необузданная кланово-олигархическая система Владимира Путина сдерживает и душит потенциал этой огромной страны, а санкции поставили ее на грань финансового краха. Индия время от времени оживала, но только Китай непрерывно шел вперед.
Конечно, для инвесторов это был пустой номер. Рынки БРИКС демонстрировали жалкие результаты. Индекс MSCI BRIC лишь в 2017 году вернулся на уровень 2007 года, а настоящими звездами второго десятилетия 21 века стали американские гиганты информационных технологий. Мир бизнеса практически забыл про БРИКС.
Но сейчас появились признаки перемен в лучшую сторону. Посмотрите на рынки ценных бумаг, демонстрирующие лучшие показатели на начало года. После декабрьских потерь, когда большинство главных индексов пошло на понижение, рынки всего мира в первом месяце 2019 года воспряли духом. Но интересно то, у какого их них самые лучшие результаты.
Бразилия за первый месяц продемонстрировала рост в 18%. Россия в долларовом выражении поднялась почти на 13%. Такие же результаты у китайского индекса MSCI China, несмотря на разговоры о снижении темпов роста этой мощной экономики.
Из этой четверки только в Индии результаты без особых изменений, но все остальные превзошли показатели развитых рынков. Да, возможно, это просто из-за того, что рынок поднялся с очень низкого уровня. Но это может также свидетельствовать о том, что там происходит нечто интересное.
У Бразилии самый большой потенциал для экономического подъема. Ее новый президент Жаир Болсонару подвергается острой критике за свои реакционные взгляды на преступность и социальные проблемы, и отчасти эта критика имеет под собой веские основания.
Но его министр финансов Пауло Гуэдес (Paulo Guedes) — это либерал и сторонник свободного рынка, обещающий непростую программу приватизации и реформы. После десятилетия необузданных расходов и чудовищной бесхозяйственности в экономике он планирует поставить бюджет под контроль, разобраться с пенсионной системой и вернуть множество крупных предприятий в частный сектор.
Российский рынок тоже начал подниматься, а страна возвращается к росту. Согласно прогнозам, темпы роста экономики в этом году чуть-чуть не дойдут до двух процентов, что довольно печально для этой все еще развивающейся страны. Но по крайней мере, спад там прекратился.
США начали отменять некоторые антироссийские санкции, и если этот процесс продолжится, появится возможность для более существенного экономического роста.
Индия продолжает развиваться быстрыми темпами. В 2018 году рост экономики составил 7,5%, и на этот год прогнозы примерно такие же.
Премьер-министр Нарендра Моди только что осуществил одну из крупнейших за всю историю страны реформу налоговой системы, существенно упростив федеральные налоги и налоги штатов. Сумма не облагаемого подоходным налогом дохода увеличена вдвое, и осуществлен переход к прямым налогам на продажи.
Возможно, это та самая капитальная перестройка, в которой остро нуждается чрезмерно властная и чересчур бюрократизованная правительственная машина.
В Китае все беспокоятся из-за замедления экономики, и практически каждый директор компании в мире винит Пекин в сокращении своих прибылей.
Но факт остается фактом: в этом году темпы роста в Китае останутся на уровне 6-7%. То есть, показатели будут такие же, как в предыдущие пять лет. Промышленное производство устойчиво, а энтузиазм на рынке ценных бумаг говорит о том, что инвесторов точно не волнует обещанный коллапс.
Можно ли сохранить эти темпы и показатели? Для этого нужно выполнить три условия. Болсонару следует подавить свои авторитарные позывы и сосредоточиться на рыночных реформах, обещанных его министром финансов. России надо обуздать свою геополитическую агрессию. А Индии и Китаю необходимо сохранять темпы роста, несмотря на то, что они становятся богаче.
Если эти условия будут выполнены, надежды вполне могут сбыться.