Российское государственное статистическое ведомство демонстрирует лихорадочный оптимизм с тех пор, как в декабре пост его главы занял Павел Малков. В понедельник, 4 февраля, Росстат сообщил, что в 2018 году были зафиксированы максимальные темпы роста российской экономики с 2012 года. Поскольку эти цифры появились в результате процесса пересчета данных, в ходе которого рецессия 2016 года вообще исчезла, многие эксперты, включая некоторых экономистов в правительстве, относятся к ним с недоверием.
В ходе пресс-конференции 20 декабря президента России Владимира Путина спросили, почему российская экономическая статистика выглядит намного более оптимистичной по сравнению с ощущениями простых россиян, и можно ли вообще доверять официальным данным. Путин признал, что статистика «несовершенна», и что над ней необходимо работать. Спустя четыре дня после той пресс-конференции тогдашнего главу Росстата Александра Суринова попросили покинуть пост, а на его место был назначен Малков, прежде работавший в Министерстве экономики. Министр финансов России Антон Силуанов заявил в интервью журналистам 24 декабря, что качество подсчетов Росстата остается «ужасным» по некоторым пунктам, включая реальные доходы населения (которые снижались в течение четырех из шести предыдущих месяцев) и показатели инфляции (которая превышала правительственные прогнозы на протяжении большей части года).
Еще до окончания первой недели работы Малкова на новой должности Росстат пересчитал показатели ВВП за 2016 и 2017 год. Росстат исправил снижение ВВП на 0,2% в 2016 году на рост в 0,3%, фактически заявив, что рецессия вследствие резкого падения цен на нефть в 2014 году и введения санкций Запада против России продлилась всего год. Росстат также исправил показатели роста экономики за 2017 год с 1,5% на 1,6%.
В понедельник, 4 февраля, Росстат опубликовал данные по экономическому росту в 2018 году: рост составил 2,3%. Этот показатель превысил все 36 прогнозов, которые отслеживал «Блумберг»: самым высоким был показатель в 2,1%, и он выглядел исключением из правила, поскольку большинство экспертов сошлись на цифре в 1,7%.
Существует вполне безобидное объяснение роста показателей в строительной отрасли: в 2018 году было завершено строительство завода по производству сжиженного природного газа компании «Новатэк» на Ямале, общая стоимость которого оценивается в 27 миллиардов долларов, и Росстат, вероятнее всего, зарегистрировал большую часть этого проекта в 2018 году, хотя фактически его строительство велось раньше. Однако цифры Росстата все равно не вызывают доверия.
Алексей Кудрин, который возглавляет Счетную палату и который был министром финансов до назначения на эту должность Силуанова, написал 2 января в твиттере, что в 2018 году ВВП вырос на 1,5%. Уже после публикации Росстатом его оптимистичных оценок показателя роста — 2,3% — другой известный экономист, Андрей Клепач из государственного банка развития ВЭБ, заявил, что в 2018 году экономика России выросла на 1,5%. «Всему остальному я пока не склонен доверять», — добавил он в интервью информагентству ТАСС.
Неважно, насколько обоснован пессимизм Кудрина и Клепача, у Росстата есть очевидная причина манипулировать цифрами. Рейтинг Путина снижается, рейтинг премьер-министра России Дмитрия Медведева снижается еще быстрее. Впервые с 2013 года большинство россиян сегодня убеждено, что Россия идет по неверному пути. Теперь, когда Путин ищет способы повысить свою популярность и уменьшить вероятность массовых протестов, увольнение Медведева, перестановки в непопулярном кабинете и, возможно, даже начало антикоррупционных расследований в отношении некоторых высокопоставленных чиновников кажутся довольно привлекательными вариантами.
Путин любит статистику и гордится своей способностью держать в уме множество экономических показателей. Способность снабжать его приятными цифрами вполне может спасти правительство.
Пересчет показателей роста за 2018 год — в высшей степени смелый шаг. Несмотря на то, что семена уже были посеяны при Суринове, Малкову — молодому карьеристу, который занял его место, — будет трудно публиковать разочаровывающие данные после такого приступа оптимизма. Он пообещал модернизировать Росстат и ввести его в цифровую эпоху. Однако правило «какие вводные, такой и результат», это — один из ключевых принципов нашей эпохи. В современной России умение манипулировать данными может стать более полезным средством самосохранения, нежели способность честно фиксировать то, что происходит в экономике.
В любом случае экономистам, наблюдающим за Россией, теперь следует особенно осторожно относиться к данным, которые им предлагает Росстат.